меню
15.07.2020

«Беспилотники» в городе — to drive or not to drive?

Сегодня, практически каждую неделю в ленте различных новостных агентств появляются сообщения о беспилотном транспорте. Перечислять разработчиков «self-driving car» можно бесконечно — это и зарубежные гиганты Tesla, Volvo, Google Car, Uber, Ford, Mercedes-Benz Future Truck, Otto и, конечно, российские беспилотники Яндекс, НАМИ, Камаз, StarLine, BaseTrack, VolgaBus, Cognitive Technologies и другие.

«Беспилотники» в городе — to drive or not to drive?

За исключением непосредственно разработки беспилотного транспорта сообщается и о строительстве инфраструктуры для теста подобных проектов, а далее и запуска их в массы. Так, как мы уже писали ранее, в России в 2022 году появится полигон для «умных» автомобилей. Готовят этот проект ФГУП «НАМИ», НП «ГЛОНАСС» и российская компания «Смартс».

Поэтому можно констатировать, что работа идет, разработок действительно много, новостей масса, рынки «завязаны» разные — общественный городской транспорт, такси, каршеринг, грузовые перевозки. И вроде бы все хорошо, и скоро мы уже сможем безбоязненно пользоваться «умными» средствами передвижения и услугами. А как же дела обстоят на самом деле? Вопросов все еще больше, чем ответов.

В первую очередь, любое внедрение новых технологий должно сопровождаться законодательным регулированием. Необходимо законодательно определить и закрепить правовой статус «беспилотных» проектов. На данный момент, утвержденного законопроекта не существует, в правительстве РФ все еще обсуждаются законы, позволяющие ускорить процесс сертификации автомобилей и ТС, устанавливающие правила их использования на дорогах общего пользования.

Выступая на он-лайн конференции «Автомобили против пандемии и кризисов» заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов отметил, что развитие технологий беспилотного и высокоавтоматизированного транспорта во всем мире и России достигло высокого уровня.

«Минтранс ведет большую работу с МВД, Минпромторгом, технологическими партнерами по запуску беспилотного транспорта. Уже пройден первый этап технологической зрелости и готовности к запуску высокоавтоматизированного транспорта. И на данный момент мы переходим к следующему важному этапу практического внедрения, массового использования этих технологий» — рассказал Алексей Семенов

По его словам при эффективной реализации совместного плана реальная дата запуска беспилотного такси — 2024 год. Однако существуют препятствия для полноценного и безопасного внедрения «беспилотных» технологий.

«На сегодняшний день отсутствует полный комплект нормативно-технической базы. Эта проблема не только в России, но и во всем мире. Это, конечно, приоритет в работе регулятора. В рамках поручения Президента РФ Владимира Путина, Министерством транспорта разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение возможности тестирования и поэтапного ввода в эксплуатацию на дороги общего пользования высокоавтоматизированного транспорта без присутствия инженера-испытателя в салоне» — отметил замминистра.

Как нам рассказали в министерстве транспорта, комплекс мероприятий включает в себя мероприятия по разработке нормативно-правовой и нормативно-технической базы. Комплекс предусматривает классификацию, учет и порядок расследования правонарушений, права и обязанности участников дорожного движения, разработку и создание цифровых интеллектуальных систем учета и организации движения высокоавтоматизированного транспорта, создание специальных тестовых зон для опытной эксплуатации.

Что касается беспилотных грузовиков, необходимо, в первую очередь, развитие инфраструктуры. По трассе М11 запуск такого проекта возможен даже ранее 2024 года" — отметил Алексей Семенов.
Развитие «беспилотных» технологий не обойдется без негативных последствий, связанных с сокращением рабочих мест и людей — водителей такси, дальнобойщиков, водителей общественного транспорта, машинистов, пилотов судов. Использование технического средства, которому не нужен человек за рулем, должно стать таким же обыденным, как, например, отправка писем без почтальона или выписывание штрафов за нарушение ПДД без участия сотрудника ГИБДД.

По словам директора по корпоративным отношениям Яндекса Антона Шингарева при многих оговорках реально возможный запуск беспилотного такси — 2021 год, а беспилотного грузового транспорта — ранее 2024 года.

«Беспилотные автомобили «Яндекс» уже сейчас при многих оговорках готовы выехать на улицы города, на определенные маршруты, не в часы пик и не по Садовому кольцу. Компания уже сейчас оказывает беспилотный сервис в мегаполисе. Ключевой проблемой, стоящей перед нами и перед другими игроками рынка беспилотного транспорта является регулирование» — рассказал Антон Шингарев.

Как отметил представитель Яндекса между компаниями-разработчиками идет не только технологическое соперничество, но и регуляторная конкуренция.

Третьим, не менее важным вопросом, стоящим перед внедрением «беспилотных» технологий на дороги общего пользования, конечно же, является развитие инфраструктуры. По каким дорогам будут ездить «беспилотники»? Когда «умные» автомобили выйдут на региональные дороги? Нужна ли вообще отдельная дорожная и телекоммуникационная инфраструктура для беспилотного транспорта?

По словам президента Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антона Журавлева, на сегодняшний день, стоит задача создания цифровой инфраструктуры автомобильных дорог, интеллектуальных транспортных систем.

«Без внедрения интеллектуальных транспортных систем и распространения ее в регионы, развития цифровой инфраструктуры, в первую очередь для обеспечения эффективности управления дорожным движением, повышения безопасности дорожного движения, повышения потребительских свойств автомобильных дорог, говорить о развитии «беспилотного» транспорта невозможно. Беспилотники будут и должны являться одними из потребителей инфраструктуры дороги» — отметил Антон Журавлев.

Также, представитель Ассоциации счел спорным, что «беспилотники спасут отрасль и мир» и, что новая «умная» инфраструктура будет полезна для других видов транспорта.

«Безусловно, беспилотные технологии будут и дальше развиваться, но вряд ли мы получим от разработчиков «умного» транспорта внятные требования к инфраструктуре автомобильных дорог. Скорее всегда даже наоборот, было бы правильно, чтобы «дорожники», создавая свою инфраструктуру, подготовили перечень цифровых возможностей. Чтобы разработчики беспилотников понимали, что уже существует, что готово и чем можно пользоваться» — рассказала Антон Журавлев.

Одновременно с рядом вопросов к внедрению беспилотных технологий, нельзя не отметить и преимущества беспилотных решений перед традиционными средствами передвижения и перемещения. Особенно в логистической отрасли, где вопрос ответственности и безопасности менее актуален, в связи с перевозкой грузов, а не людей. Магистральные грузоперевозки, логистика «последней мили», складские операции — одни из перспективных направлений внедрения беспилотных технологий.

По достаточно амбициозному мнению директора Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Антона Замкова технологически для запуска грузовых беспилотников все готово и можно запускаться уже завтра.

Нельзя не отметить экономическую выгоду от внедрения беспилотных технологий. Например, пользоваться беспилотным такси будет намного дешевле, чем такси с водителем или личным автомобилем. Причем стоимость поездки на беспилотнике будет сравнима с стоимостью билета на автобус или метро. В долгосрочной перспективе, синергия беспилотного такси и каршеринга приведет к появлению нового типа беспилотного общественного транспорта.

За исключением законотворчества, безопасности, развития инфраструктуры «умных» дорог, существует ряд других, не менее важных вопросов, стоящих перед государством и разработчиками, — это стоимость автомобилей, затраты на обслуживание и поддержание транспортных средств и инфраструктуры. Но, даже при еще не решенных проблемах, мы понимаем, что развитие и использование беспилотных технологий в различных отраслях и сферах деятельности имеет большой потенциал. И с уверенностью можно отметить, что беспилотные технологии — один из ключевых глобальных трендов ближайших десятилетий.