меню
13.08.2021

Беспилотный транспорт выходит в рейс

В России начинается активное внедрение и тестирование беспилотных транспортных средств: запуск беспилотных грузовиков на М-11, создание первого маршрута беспилотных морских судов, начало испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств без инженера в салоне и беспилотных «Ласточек».

В России начинается активное внедрение и тестирование беспилотных транспортных средств: запуск беспилотных грузовиков на М-11, создание первого маршрута беспилотных морских судов, начало испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств без инженера в салоне и беспилотных «Ласточек».

По оценке Минтранса, запуск беспилотных автомобилей поможет снизить число погибших в ДТП на 8% к 2030 году, повысить уровень безопасности дорожного движения, оптимизировать расходы на перевозку грузов.

«Использование автономных грузовиков на 15% снизит себестоимость и на 25% повысит скорость перевозки грузов. Соответствующие эффекты рассчитаны Минтрансом и заложены в разработанную стратегию цифровой трансформации. Совместно с бизнес-сообществом, грузоперевозчиками и разработчиками мы приступили к реализации нашего проекта „Беспилотные логистические коридоры“, одобренного ранее правительством РФ», — подчеркнул Кирилл Богданов.

Кроме того, замминистра уточнил, что в течение месяца на площадке ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» будет сформирована дорожная карта, которая позволит проведение экспериментов по запуску беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева». Планируется, что тестирование начнется уже в следующем году, а полноценный запуск к 2024 году.

В Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» заметили, что использование беспилотных фур также решит проблему кражи перевозимого груза, так как благодаря специальным датчикам и камерам, обеспечивающим широкий обзор, система сразу распознает попытку воровства. В ситуации, когда беспилотник будет вынужден изменить траекторию движения или притормозить, вся информация в онлайн-режиме будет передаваться в госсистему управления трафиком, которая будет создана Минтрансом РФ на трассе М-11 «Нева», а также в системы операторов беспилотного флота. При этом камеры беспилотников зафиксируют и сохранят данные, видео и фото, что обеспечит быстрый поиск преступников.

Отдельным моментом в успешном внедрении беспилотных транспортных средств является разработка единого стандарта инфраструктуры. Так, в Ассоциации «ЦТЛ» подчеркнули, что при реализации проекта «Беспилотные логистические коридоры» будет применяться именно единый стандарт цифровой инфраструктуры, который обеспечит движение беспилотников всех мировых производителей.

«Подход „всестандартности“ цифровой инфраструктуры, иными словами инфраструктура „все включено“, обеспечит формирование беспилотных логистических коридоров по России между Азией и Европой, которые будут выгодны, привлекательны азиатским и европейским компаниям, что повысит доходы федерального и региональных бюджетов, создаст новый рынок для российских компаний», — рассказали в Ассоциации.

Помимо всего, реализация проекта «Беспилотные логистические коридоры» сделает М-11 первой в мире трассой, проезд по которой будет возможен как для беспилотных грузовиков, так и для автономных серийных моделей.

Что касается легковых высокоавтоматизированных транспортных средств, то «Яндекс» может вывести беспилотники без водителя в салоне уже осенью, причём не просто на отдельно взятых участках дорог или полигонах, а уже в различных частях города.

По словам замминистра Минэкономразвития РФ Владислава Федулова в эфире телеграм-канала «Диалог» тестирование беспилотных автомобилей высокого уровня автономности может начаться уже осенью в разных городах страны, включая Москву.

«Сейчас мы совместно с „Яндексом“ на основании их заявки сформировали документ, который называется программа „экспериментально-правового режима“. Согласовываем её с нашими контролирующими органами, непосредственно с МВД, чтобы они понимали, как такие беспилотные автомобили будут двигаться по дорогам общего пользования. Надеюсь, что осенью такие беспилотники могут появиться на дорогах уже в более широком масштабе — то есть не на отдельных дорогах, а в определенных секторах города», — прокомментировал Владислав Федулов.

Спикер также отметил, что эксперимент рассчитан приблизительно на три года, а по его завершении будет дополнена и сформирована нормативная-правовая база, дающая возможность практического использования ВАТС на дорогах общего пользования.

Стоит отметить, что аналитики Morgan Stanley оценили кампанию по разработке беспилотных автомобилей «Яндекса» в $ 7 млрд., что делает ее одним из лидеров мирового рынка в этом направлении. Беспилотные автомобили «Яндекса» проехали порядка 13 млн км., а численность автопарка составляет 170 транспортных средств.

Не стоят на месте беспилотные технологии как «на рельсах», так и «на воде».

Так, по словам главы РЖД Олега Белозерова первые беспилотные «Ласточки» планируют изготовить до конца 2021 года и начать тестировать уже в 2022 году. Беспилотные поезда смогут перевозить пассажиров по МЦК с более коротким интервалом в 3 минуты, что может привести к существенному снятию нагрузки на критические перегоны в часы пик.

А первый маршрут беспилотных морских судов планируется создать между Усть-Лугой в Ленинградской области и портами Калининграда и Балтийска. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» рассказал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Эксперимент по эксплуатации беспилотных морских судов был одобрен властями еще в декабре 2020 года. Для испытаний были выбраны 11 регионов страны, включая Санкт-Петербург, Калининградскую, Мурманскую и Ленинградскую области. Управление беспилотными судами будет осуществляться частично или полностью в автоматическом или дистанционном режиме. В перспективе после 2025 года автономные суда будут заходить в порт.