меню
24.04.2021

Интеллектуальные транспортные системы — новые цели, общие подходы и современные технологии

20-21 апреля 2021 в городе Калуга в Инновационном культурном центре состоялась ежегодная региональная конференция и выставка «ИТС регионам». Более 450 участников — представителей федеральных и региональных ведомств, бизнеса, ассоциаций и экспертного сообщества оценили уровень развития и внедрения интеллектуальных транспортных систем в субъектах Российской Федерации, а также обсудили вопросы безопасности дорожного движения, обновления пассажирского транспорта в регионах и создания комфортной городской среды. Кроме того, участникам были представлены лучшие практики и решения в области цифровых технологий на транспорте.

Одним из таких решений стал беспилотный автомобиль StarLine, на котором Губернатор Калужской области Владислав Шапша прибыл к месту проведения мероприятия. Отличительной особенностью работы беспилотного автомобиля на улицах Калуги стало сопряжение систем «беспилотника» с системой «умный светофор», ранее установленной в рамках конференции на перекрёстке города в качестве пилотного проекта.

Глава Калужской области отметил, что тест-драйв прошел успешно, и внедрение инновационных технологий не за горами, в особенности для региона, в котором уделяется самое пристальное внимание транспортной системе.

«Мы одними из первых в стране создали интеллектуальную региональную навигационную информационную систему, и к ней сегодня подключены уже более 3500 автомобилей: пассажирских и школьных автобусов, автомобилей экстренных служб, уборочной техники. Мониторинг и управление транспортом позволили существенно повысить удобство и безопасность перевозок и перемещений на дорогах», — подчеркнул Владислав Шапша в своём выступлении на открытии конференции.

Деловая часть мероприятия началась с пленарного заседания «Цифровая эра транспорта: развитие транспортной инфраструктуры в регионах России», на которой участники рассмотрели вопросы цифровая трансформация транспортной отрасли, транспортно-логистический потенциал регионов, развитие ИТС в России в рамках нацпроекта «БКАД», вопросы городской мобии снижение нештрафуемого порога.льности и транспортного планирования.

Директор по развитию интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ» Екатерина Брязгина в своем выступлении отметила явный рост вложений во внедрение ИТС в регионах в 2020 году по сравнению с 2019 годом, а также по итогам проводимого мониторинга внедряемых систем в регионах определила явный сдвиг в части проектирования ИТС, создания интеграционных платформ и переходу к интероперабельности внедряемых систем.

«Сейчас важно обеспечить общие подходы. Для этих целей в 2020 году ФАУ „РОСДОРНИИ“ разработал концепцию национальной сети ИТС. Она сейчас в Министерстве транспорта проходит ряд согласований, но к сентябрю 2021 года она должна быть утверждена. Походы, которые там закладываются, говорят о том, что федеральная и региональные системы ИТС будут стыковаться и передавать необходимые данные для управления, мониторинга и принятия управленческих решений различного уровня», — прокомментировала директор по развитию ИТС ФАУ «РОСДОРНИИ».

В продолжении пленарного заседания заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин поделился своим мнением о развитии и важности внедрения технологий на дорогах общего пользования с точки зрения повышения безопасности дорожного движения.

«ИТС это уже действительность, потребность в системах велика, в первую очередь для повышения безопасности дорожного движения. Перед нами стоит крайне амбициозная задача — к 2030 году добиться показателя 4 погибших на 100 тысяч населения. И интеллектуальные транспортные системы — это один из инструментов для достижения этих целей. Мы видим явное улучшение состояния на дорогах при внедрении ИТС. Новые технологии, строительство и реконструкция дорог, контроль за дорожным движением, улучшение конструкций транспортных средств с высоким уровнем автоматизации, новые технологии в организации дорожного движения — все это положительным образом влияет на безопасность дорожного движения», — уточнил замначальника ГУОБДД МВД России.

Директор Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Алексей Бунчик подчеркнул важность проведения подобных мероприятий, позволяющих представителям регионов России почерпнуть новые знания и лучшие практики для применения новых технологий, особенно с учетом приоритетности национального проекта «Безопасные качественные дороги», а также происходящих изменений в части цифровизации.

«В рамках реализации стратегии развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021-2025 мы должны создать условия для развития отечественной дорожной науки, а внедрение новейших материалов и технологий — прозрачный и хорошо управляемый процесс, работающий на повышение безопасности, качества автомобильных дорог и экономическую эффективность дорожной деятельности в целом», — рассказал директор Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей.

Председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин отметил необходимость появления и развития «цифры» на дорогах, в первую очередь со стороны повышения безопасности дорожного движения. Также, эксперт оценил, как развитие цифровзиации повлияет на увеличение сбора платежей за пользование автомобильными дорогами.

«С приходом цифровой эры вопрос сбора денег за дороги с пользователей этих дорог перешел в практическую плоскость. Мы можем за дороги платить также, как мы платим, например, за электричество, по дифференцируемому тарифу. Для России — технических препятствий нет. Как это будет политически — не мне судить, вопрос трудный. Но, мы должны понимать, что это первый вопрос, связанный с цифровой трансформацией дорожно-транспортного комплекса, который коснется всех нас без исключения», — прокомментировал Михаил Блинкин.

Президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев высказал обеспокоенность темпами внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах, а также отсутствием необходимого количества нормативно-технической базы.

«К сожалению, каждый регион видит развитие систем по-разному. В процессе внедрения ИТС возникает все больше вопросов именно прикладного характера, на которые не всегда есть возможность найти ответы. Это вопросы, связанные с интеграционными платформами, информационной безопасностью, вопросы придания системам статуса критической инфраструктуры. Кроме того, начинает сказываться отсутствие достаточного количества нормативно-технических документов. И нам необходимо наверстывать и реализовывать программу стандартизации в области ИТС», — уточнил президент Ассоциации.

В независимости от стоящих перед отраслью проблем и задач, Антон Журавлев также отметил несомненную вовлеченность всех участников процессов по внедрению ИТС в нашей стране.

«Отрадно видеть, что на нашей с вами конференции собралось почти 100% участников рынка — поставщиков решений, интеграторов. Это позволит нам вести более целенаправленную работу дальше, выработать партнерские отношения для выстраивания комплексных ИТС в России», — прокомментировал эксперт.

Конференция и выставка продолжилась сессией «ИТС в городских агломерациях», на которой участники обсудили результаты внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах в 2020 году, обозначили пул проблемных вопросов и дальнейшие перспективы.

Начальник управления интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ» Василий Кургузов рассказал о ситуации с внедрением интеллектуальный транспортных систем в России, а также о проблемах, с которыми приходится сталкиваться при работе с ИТС в регионах.

«В некоторых субъектах отдельные части ИТС уже действуют: комплексы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, автоматические пункты весогабаритного контроля, системы мониторинга параметров транспортного потока. Наряду с технологическими компонентами, национальная сеть ИТС включает в себя и административно-организационные компоненты. Необходимо нормативное регулирование статуса и элементов ИТС, формулирование принципов и создание центров сертификации интеллектуальных систем, подготовка специалистов», — отметил начальник управления ФАУ «РОСДОРНИИ».

Начальник отдела акселерации ФАУ «РОСДОРНИИ» Юлия Оганова в своем выступлении сделала акцент на необходимости создания инструментов для поиска и сопровождения новых технологий и решений. Для этого в прошлом году был запущен первый в России отраслевой акселератор для стартапов, работающих над инновационными технологиями в дорожной отрасли. Отбор проектов производится с применением современных методов привлечения и коммуникации со стартапами и командами профессионалов.

В рамках сессии министр транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Родион Дудник рассказал о развитии интеллектуальной транспортной системы в регионе, эффективности и повышении безопасности дорожного движения.

«В Тульском регионе действуют 209 комплексов фиксации нарушений, работает автоматизированная система весогабаритного контроля, к РНИС подключено почти три тысячи единиц транспорта. Благодаря своевременной передаче информации о ДТП, аварийно-опасных участках, дорожных перекрытиях, о метеообстановке участники дорожного движения почувствуют эффект от работы ИТС и смогут лучше ориентироваться на дорогах области», — прокомментировал Родион Дудник.

Сессия «ИТС в городских агломерациях» продолжилась обсуждением и презентациями лучших практик на рынке цифровых технологий на транспорте, в частности интеллектуальных транспортных систем. Участниками дискуссии стали ведущие компании отрасли: ООО «Цифровые Дороги», АО «Швабе-Москва», ПАО «Ростелеком», АО «ГЛОНАСС», ООО «ЛАНИТ-Интеграция», ПАО «ВымпелКом», ГК «Навигатор», StarLine.

Генеральный директор компании «Цифровые дороги» Андрей Бородин рассказал гостям мероприятия про программно-аппаратный комплекс для создания цифровых двойников и контроля состояния объектов дорожно-транспортной инфраструктуры «Автодискавери».

«Наша система решает как задачи первичной оцифровки объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, так и мониторинга их актуального состояния. Мы впервые на российском рынке создали систему, которая выполняет данные задачи в полностью автоматическом режиме, в режиме реального времени, с высокой точностью определения координат объектов», — отметил представитель компании Digital Roads.

Директор дирекции по продажам АО «ГЛОНАСС» Леонид Парамонов выступил с докладом о системе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», представляющую собой практически готовую базовую инфраструктуру для множества транспортных сервисов, а также рассказал о потенциале и надежности системы, ее технологических возможностях при создании ИТС.

Директор по работе с государственными заказчиками ПАО «ВымпелКом» Александр Шведов рассказал участникам и гостям конференции о роли операторов связи в создании интеллектуальных транспортных систем.

«Мы давно начали этим заниматься и прорабатывали, и реализовывали вполне конкретные проекты, которые первыми в России на тот момент действительно позволяли протестировать и доказать эффективность и возможность вообще использования того же самого беспилотного транспорта. Необходимо понимать, что в основе ИТС даже, когда еще не было так широко распространено это слово, всегда лежит инфраструктура связи. И даже на системе связи LTE, вполне возможна реализация многих проектов. Кроме того, не стоит забывать и о применении интернета-вещей и M2M. Важно отметить, что его можно использовать как для различных элементов ИТС, так и для более широкого перечня транспортной инфраструктуры, включая и пассажирский транспорт», — рассказал Александр Шведов.

Также, представитель ПАО «ВымпелКом» отметил важность сбора данных в контексте внедрения ИТС в России.

«Чем больше подсистем собираются, тем больше информации требуется к хранению, тем важнее роль крупных операторов. В рамках работы по ИТС мы используем свои данные. Помимо конкретных перемещений, мы можем давать очень глубокую аналитику по социально демографическому портрету людей. И это крайне важно для того, чтобы делать выводы о том, кто ездит, на каком типе общественного транспорта, чтобы в дальнейшем планировать новые маршруты и стратегию развития городской агломерации», — прокомментировал Александр Шведов.

На дискуссии по безопасности дорожного движения, которая также состоялась в рамках конференции и выставки «ИТС регионам» эксперты обсудили актуальные вопросы нормативного регулирования, внедрения перспективных технологических решений в области обеспечения БДД, а также важные понятия «средней скорости», «контролируемого участка» и снижение нештрафуемого порога.

По словам директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» Республики Татарстан Рифката Минниханова эффективность фотовидеофиксации неоспорима.

«В Республике Татарстан 16% выявленных нарушений происходит в результате непрерывного контроля скоростного режима или «средней скорости. И из них более 50% зафиксированы на участках дорог более 10 км. Это говорит о том, что система непрерывного контроля скорости в республике эффективно работает. С правовой точки зрения, к сожалению, на территории РФ складывается такая ситуация, что нам не разрешают работать в рамках непрерывного контроля скоростного режима. Исходя из этого мы планируем отстаивать позицию по введению понятия „средней скорости“ в законодательное поле и сегодня для республики это очень актуально», — прокомментировал Рифкат Минниханов.

Сегодня вопросы нормативного регулирования в сфере безопасности дорожного движения стоят наиболее остро, это касается не только регламентации установки комплексов фотовидеофиксации, но и введения понятия контроля «средней скорости» в законодательство. Участники круглого стола отметили непосредственное влияние участков контроля «средней скорости» на безопасность дорожного движения, так как непрерывный контроль скоростного режима на протяженных участках дороги является доказанно эффективной мерой для снижения аварийности на дорогах.

Проблематике снижения нештрафуемого порога также было уделено особое внимание. В России самый высокий нештрафуемый порог в мире — 20 км/ч, тем самым реальная скорость в городах — 80 км/ч, что практически в два раза выше, чем рекомендует ВОЗ и последние международные исследования (NACTO).

«Именно превышение скорости является одним из самых частых причин ДТП. По статистике за 2020 год каждое пятнадцатое ДТП происходит из-за не правильного выбора скорости движения. В связи с этим мы взяли для себя отметку работать в первую очередь не только по очагам аварийности, но и потенциально опасным местам. Снижение скоростных режимов — первое из мероприятий, которое даст ощутимый результат», — отметил Алексей Холопов, начальник УГИБДД УМВД России по Калужской области.

Также участники круглого стола согласились с необходимостью консолидации усилий государственных органов власти и организаций, предлагающих технологические решения в области БДД в работе по устранению очагов ДТП и повышению безопасности дорожного движения.

Второй день работы конференции и выставки «ИТС регионам» начался с сессии по вопросам проблем пассажирского транспорта и перевозок. Проблема износа муниципального транспорта в России стоит довольно остро. Поэтому обновление парка, в том числе на более экологичный, должно стать одной из приоритетных задач региональных властей. Участники сессии обсудили вопросы модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях, финансирования проектов обновления пассажирского транспорта в регионах, развитие цифровых технологий в области пассажирского транспорта, в частности интеграцию с интеллектуальными транспортными системами, а также обсудили реальные решения и проекты в рамках обновления общественного транспорта и инфраструктуры в регионах.

В своем выступлении на открытии сессии городской Голова города Калуги Дмитрий Денисов поделился практикой использования пассажирами автоматизированной системы оплаты проезда, а также результатами проведения транспортной реформы на северном направлении в Калуге и обновления подвижного состава.

«Да, существует типичная для многих городов проблема устаревшего транспорта. Наш троллейбусный парк занимается ремонтом настоящих раритетных троллейбусов 70-х — 80-х годов. Можно с уверенность сказать, что скоро такой транспорт станет общегородской достопримечательностью. Мы не стоим на месте. Благодаря муниципальным бюджетным инвестициям предприятие приобрело 60 единиц подвижного состава — в договор лизинга, на достаточно выгодных условиях», — рассказал Голова города Калуги.

Кроме того, Дмитрий Денисов оценил уровень проблем, связанных с финансовой непрозрачностью частных перевозчиков,

«Они уходят от уплаты налогов и получают скрытые субсидирования. Их главная мотивация — получение максимальной выручки. Конечно, их интересы диаметрально противоположны интересам города. Для нас, они являются «невидимками». Такая неразбериха, надеюсь, прекратится со вступлением в силу постановления правительства с 1 сентября 2021 года, — прокомментировал он.

В свою очередь, директор департамента региональных продаж АО «ГЛОНАСС» Дмитрий Рубцов проинформировал участников мероприятия о необходимости исполнения требований ПП № 2216, которое вступит в силу с 1 сентября 2021 года. Спикер порекомендовал регионам заранее начать подготовку к выполнению требований постановления и попросил региональные власти донести информацию до перевозчиков на местах.

«Особое внимание хочется уделить активному участию органов власти субъектов РФ в подготовке и обсуждении проекта ПП № 2216. Благодаря высокой заинтересованности регионов в принятой версии постановления отражена возможность трансляции навигационных данных через систему „ЭРА-ГЛОНАСС“ не только в Ространснадзор, но и в региональные, муниципальные и иные информационные системы», — уточнил Дмитрий Рубцов.

Своим видением реформ по обновлению общественного транспорта поделился начальник управления транспортного планирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Пащенко. Эксперт рассказал не только про обновление парка и подходах, заложенных в систему отбора заявок, проводимого в рамках нацпроекта, но и про общее восприятие общественного транспорта как главного транспорта больших городов.

«Буквально на днях мы отправляли в Минтранс корректировки, которые призваны несколько упростить отбор регионов. Несмотря на то, что объем федеральной поддержки в рамках нашего мероприятия сравнительно невелик, мы рады тому, что благодаря этой работе мы начали широкую дискуссию со всеми регионами о том, в каком направлении нам нужно реформировать общественный транспорт. В качестве успешных примеров изменений в сфере общественного транспорта можно привести Омск и Воронеж, которые благодаря участию в мероприятии нацпроекта сформировали магистральные маршруты, вводят выделенные полосы и снижают дублирование в маршрутной сети», — прокомментировал представитель ФАУ «РОСДОРНИИ».

В продолжении работы сессии директор по инвестициям и партнерствам ГК «Урбантех» Евгений Николаев рассказал о комплексном подходе к реформе общественного транспорта в регионах, отметив, что к общественному транспорту надо относится как к услуге, рассматривая его качество через призму транспортных услуг, со всеми параметрами качества и ответственностью тех кто их предоставляет.

«Если рассматривать пассажирский транспорт, как услугу, то все технологические решения, которые присутствуют на рынке на сегодняшний день в отрасли пассажирского транспорта и ИТС останутся исключительно инструментами для поддержания качества оказываемых транспортных услуг», — прокомментировал Евгений Николаев.

Модератор сессии, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Траснспорта» Дмитрий Ольховиков, отметил важность внедряемых технологий на пассажирском транспорте, подчеркнув, что не стоит забывать о конечном пользователе услуг — пассажире.

«Мы видим, какая активная работа ведется по трансформации пассажирских перевозок: внедряются системы бесконтактной оплаты проезда, Face ID, проводится обновление пассажирского парка, инфраструктуры аэропортов, вокзалов, наземного городского транспорта. Иногда это происходит в формате „здесь и сейчас“, и кроме профессионального и экспертного сообщества о таких общественно значимых изменениях мало кто знает. Необходимо обязательно учитывать мнения пассажиров, вести общественную работу с населением при внедрении новых технологий во все сферы пассажирских перевозок», — прокомментировал исполнительный директор Ассоциации.

В рамках делового формата заместитель директора по строительству, эксплуатации и развитию интеллектуальных транспортных систем ООО «Швабе-Москва» Иван Морданов представил участникам в реальном времени работу системы приоритетного движения общественного транспорта в г. Москва.

«На сегодняшний день в Москве самые передовые решения в области интеллектуальных транспортных систем. Город имеет опыт по внедрению и эксплуатации систем более 10 лет. Это колоссальный опыт. Мы как компания, которая эксплуатирует эти системы также имеем уже серьезные компетенции по внедрению и обслуживанию ИТС. И те системы, которые вы видите, которые работают без сбоев, тому доказательство», — прокомментировал замдиректора по ИТС ООО «Швабе-Москва».

Конференция и выставка закончилась сессией «Умный город. Комфортная городская среда». Участники обсудили вопросы создания современной комплексной транспортной инфраструктуры города, планирование маршрутной сети, «умные» сервисы городского транспорта.

Заместитель губернатора Калужской области Дмитрий Разумовский в своем выступлении рассказал, что в субъектах России уже реализуются проекты «Умный город», которые в первую очередь связаны с решением вопросов мобильности перемещения граждан. По оценке заместителя губернатора, реализация проекта «Умный город» позволит существенно снизить социальную напряженность и человеку будет комфортно и просто добраться из одной части города в другую по «зеленым коридорам».

Директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александр Зорин отметил важность при формировании региональной повестки учёта основных трендов развития отрасли транспорта и логистики, развития цифровых технологий.

«При определении стратегии нужно заглядывать за горизонт. Но при этом не менее важно решать первоочередные, базовые задачи, решение по которым ждут от нас жители. С точки зрения цифровизации пассажирского транспорта, это три задачи, содержащиеся в обновлённых критериях оценки эффективности глав регионов, включая показатель „цифровой зрелости“ госорганов: переход на безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте; обеспечение доступности полной, объективной и достоверной информации о движении общественного транспорта; оснащение общественного транспорта система видеонаблюдения. На мой взгляд все эти три задачи в каждом субъекте могут и должны быть решены уже в ближайшей перспективе, в горизонте 2022-2024, что позволит дать доступ к современным, удобным цифровым сервисам жителям не только административных центров и других крупных городов регионов, но и жителям малочисленных, удаленных населенных пунктов», — рассказал директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика».

Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндской Республики в Российской Федерации Антти Юсси Хелантеря акцентировал внимание на актуальности и своевременности обсуждения темы цифровизации городского хозяйства.

«Умный город, умный транспорт — эта важная тема. После пандемии мы должны понять, как люди хотят жить, как передвигаться, как работать. У нас в этом плане очень много неизвестного. Мы рассматриваем вопросы умного города, умного транспорта комплексно. Это вопросы, связанные с планированием наших городов. Умный город в нашем понимании, это когда человек может сосредоточиться на том, что для него важно. Пандемия дала опыт другого образа жизни. Наши города, компании должны приспосабливаться к новым условиям, требованиям, желаниям наших граждан. Мы видим только первые этапы развития умных городов, мы не знаем, что будет впереди, что выберут наши граждане. Но наши города и компании должны быть готовы к этому», — отметил Антти Юсси Хелантеря.

Заместитель директора департамента цифрового развития Министерства транспорта России Алексей Киреев представил инициативы федерального Министерства, связанные с цифровой трансформацией транспортной отрасли. В частности, с инициативой по формированию зеленого цифрового коридора для пассажиров, которую планируется реализовать в ближайшее время.

В течение двух дней работы конференции прошла выставка технологий и решений в области интеллектуальных транспортных систем. Участниками выставки стали лидеры отрасли ИТС: ФАУ «РОСДОРНИИ», ООО «ТБДД», ООО «ИнфоТехСервис», ООО «Меркатор Холдинг», ООО «Кистлер РУС», ООО «Технологии распознавания», Минимакс-94, ООО «Швабе-Москва», АО «ТРАССКОМ», ООО «Цифровые Дороги» (Digital Roads), Сорб Иннова, ООО «Автодор — Платные Дороги», ООО «РИПАС СПБ», ООО «ТАЛМЕР», ISS-Интеллектуальные Системы Безопасности, Кластер ГЛОНАС С «К-57», ООО «НПО «ИТС», Ланит-Интеграция, ПАО «РОСТЕЛЕКОМ».

Также в рамках выставки работала уличная экспозиция натурных образцов техники и решений. Участникам были представлены: беспилотный автомобиль от команды-разработчиков StarLine, спецавтомобиль от компании «Технологии Распознавания» с установленной системой фотовидеофиксации АВТОУРАГАН-МС, а также программно-аппаратный комплекс для создания цифровых двойников и контроля состояния объектов дорожно-транспортной инфраструктуры «Автодискавери» от компании «Цифровые дороги».

В течение двух дней конференции состоялся ряд подписаний соглашений о сотрудничестве: между Ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» и Министерством транспорта Калужской области, Российским университетом транспорта, Ассоциацией «Р.О.С.Асфальт», а также между журналом «Интеллектуальные транспортные системы России» и Российским университетом транспорта.

Конференция и выставка состоялись при поддержке Министерства транспорта РФ, Правительства Калужской области, ФАУ «РОСДОРНИИ». Партнерами мероприятия выступили: ФАУ «РОСДОРНИИ», группа компаний «Урбантех», ПАО «Мегафон», компания «Автодор — Платные дороги», холдинг «Швабе», АО «ГЛОНАСС», компании Sorb Engineering, Кластер ГЛОНАСС К-57, Ланит Интеграция, ПАО «Ростелеком». Организатор — Ассоциация «Цифровая Эра транспорта».