меню
04.04.2024

Интеллектуальные транспортные системы способствуют повышению безопасности дорожного движения

Специальная сессия партийного проекта «Безопасные дороги» ВПП «Единая Россия» состоялась в рамках конференции и выставки «ИТС регионам» в Перми. Сегодня «умные» светофоры, развитие системы фотовидеофиксации, мониторинг транспорта, передовые системы оплаты проезда и другие элементы интеллектуальных транспортных систем помогают бороться с пробками, оптимизировать пассажиропоток и повышать безопасность движения на дорогах. Однако все еще остаются задачи, которые необходимо решать в ближайшее время.

Интеллектуальные транспортные системы способствуют повышению безопасности дорожного движения

Открывая сессию, первый заместитель председателя Комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной Думы РФ, координатор федерального проекта «Безопасные дороги» ВПП «Единая Россия» Сергей Тен отметил тесную взаимосвязь развития цифровых технологий и безопасности дорожного движения.

«Это может быть своевременное информирование участников движения, например, об ухудшении метеоусловий, превышении скоростных параметров, непредвиденных ситуациях на дорогах. Контроль соблюдения ПДД, состояния инфраструктуры, элементов обустройства, дефектов дорожного полотна, весогабаритных параметров. Важнейшее направление – применение систем повышения безопасности пешеходов. Это могут быть умные светофоры и оборудованные пешеходные переходы. Конечно, развитие общественного транспорта и систем, которые помогают водителям следить за состоянием здоровья, парковки, управлением автомобилем и так далее», – подчеркнул Сергей Тен.

Вместе с тем, Сергей Тен выделил контроль соблюдения ПДД в качестве фактора, влияющего на безопасность дорожного движения.

«Проведенный партией онлайн-опрос «Повышение безопасности дорожного движения», в котором приняли участие 94 000 человек, показал, что более 90% опрошенных поддерживают применение фотовидеофиксации. Люди видят, что в регионах с наибольшим количеством камер, отмечаются наилучшие показатели по БДД, а также формируется культура соблюдения ПДД», – рассказал спикер.

Генерал-майор полиции, заместитель начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Олег Понарьин в своем выступлении выделил ряд вопросов, которые стоят перед участниками отрасли для достижения заявленных показателей и достижения высокого уровня безопасности дорожного движения, а также заявил о важности пропаганды соблюдения ПДД.

«Массовая культура играет огромную роль в формировании правосознания участников дорожного движения. Необходимо еще активнее пропагандировать правильное и законопослушное поведение участников дорожного движения. Это даст нам еще большую уверенность и безопасность на наших дорогах», – прокомментировал Олег Понарьин.

Член общественного совета федерального проекта «Безопасные дороги» ВПП «Единая Россия», исполнительный директора Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» также отметил важность работы по пропаганде БДД.

«Мы в Ассоциации на постоянной основе собираем информацию о наилучших и наиболее эффективных технологиях, способствующих не только пропускной способности, но и безопасности дорожного движения. Сформированными материалами делимся с коллегами в рамках общественного совета партийного проекта. Кроме того, отмечу, что мы уже начали работу по созданию специального образовательного портала для детей и школьников, на котором дети и их родители смогут не только узнать о новейших технологиях, профессиях в области ИТС и дорожного хозяйства, но и послушать лекции о безопасности дорожного движения, поучаствовать в конкурсах, узнать какие системы помогут избежать тех или иных ситуаций на дороге», – подчеркнул Дмитрий Ольховиков.

Председатель Общественного экспертного совета национального проекта «Безопасные и качественные дороги» Михаил Блинкин обратил внимание на статистику ДТП за 2023 год и отметил, что впервые за последние десятилетия все основные показатели аварийности ухудшились, а ожидания по 2024 году спикер назвал достаточно тревожными. Отдельное внимание в выступлении эксперта было уделено нештрафуемому порогу в 20 км/ч.

«Цифра чрезвычайно большая в контексте мировой практики, и в России её также давно пора снижать. Такая тонкая мера организации движения критически важна для безопасности, где буквально каждый метр имеет значение и может оказаться решающим на дороге. 20 км/ч были актуальны во времена СССР, считает спикер, когда точностью определения скорости не могли похвастаться ни спидометры автомобилей, ни средства измерения скорости, которые применяли инспекторы ГАИ. Аргументы были честные и правильные, но сегодня, когда автомобильный парк современный, а комплексы фотовидеофиксации имеют погрешность
в 1–2 км/ч, сохранять нештрафуемый порог в 20 км/ч – не оправдано. Необходимо внести правки в закон о безопасности дорожного движения, снижающие нештрафуемый порог в 20 км/ч, если не до лучших европейских образцов, то хотя бы наполовину», – прокомментировал Михаил Блинкин.

Отдельным вопросом, поднятым на сессии, стал вопрос нормативно-правового регулирования внедрения цифровых технологий в дорожной деятельности. В том числе на территории Пермского края. Директор ГКУ «Центр безопасности дорожного движения Пермского края Александр Власов отметил необходимость изменения законодательства в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения.

«Мы предлагаем распространить принципы установки фотовидеофиксаторов, изложенные в Федеральном законе от 29.05.2023 № 197-ФЗ, на установку детекторов транспортных потоков. Также, внести в КоАП РФ явное указание на возможность привлечения к административной ответственности по результатам измерения средней скорости движения транспортного средства на участке дороги и указания этого участка дороги в качестве места совершения правонарушения», – прокомментировал Александр Власов.

В свою очередь директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех» Александр Домбровский подчеркнул, что существует большой риск, что уже осенью 2024 года, когда в силу вступит Федеральный закон 197-ФЗ, в России могут отключить до 70% комплексов фотовидеофиксации. Связано это с тем, что постановление Правительства к закону, содержит очень узкий перечень мест, в которых возможна установка комплексов фотовидеофиксации, а отдельные пункты не расшифрованы в части их правоприменения.

«Документ полностью исключает возможности для региональных транспортных властей принимать превентивные меры по снижению аварийности и смертности в ДТП в части применения средств фотовидеофиксации. Становится фактически некоторым рудиментом тот огромный опыт и различные программные решения, разработанные отраслевыми специалистами. В том числе «Аналитический модуль БДД», разработанный ГК «Урбантех», в который заложена функция предиктивной аналитики для прогнозирования аварийности на будущие периоды. В итоге в целом ряде случаев региональные транспортные власти будут вынуждены ждать, пока на участке дороги накопится определенное число аварий, раненых и погибших, прежде чем можно будет применить средства фотовидеофиксации. Домбровский отметил, что прозрачное регулирование для применения фотовидеофиксации необходимо и востребовано, однако некоторые нормы должны быть скорректированы чтобы технологии по борьбе со смертностью на дорогах использовались максимально эффективно», – отметил Александр Домбровский.

Уже сегодня в деятельность дорожно-патрульной службы активно внедряются интеллектуальные системы, которые помогают оценить правильность поведения водителей, выявляют нарушения, в режиме онлайн проводят оперативно-розыскные мероприятия и многое другое.

Так, Александр Домбровский в ходе выступления рассказал о современных технологиях контроля безопасности дорожного движения, включая разработки на основе искусственного интеллекта.

«Безопасность на дорогах нельзя достичь бесконечным наращиванием количества комплексов фотовидеофиксации. Достичь максимального эффекта от их применения можно только в случае их качественной эксплуатации в круглосуточном режиме с предшествующим анализом ситуации на дорогах», – рассказал Александр Домбровский.