меню
29.03.2023

ИТС регионам: Тюмень. Итоги

23-24 марта в Тюменском технопарке прошла конференция и выставка «ИТС регионам». В первый день ключевого регионального события в области ИТС более 250 участников из 20 регионов страны обсудили вопросы внедрения интеллектуальных транспортных систем в субъектах Российской Федерации, в том числе Тюменской области, цифровое развитие транспортной инфраструктуры, технологии информационного моделирования в дорожной отрасли, реальный опыт и решения по внедрению цифровых технологий на транспорте.

ИТС регионам: Тюмень. Итоги

Мероприятие прошло при участии и поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Правительства Тюменской области, Федерального дорожного агентства, представителей экспертного и бизнес-сообществ. Организатором выступила Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта».

В ходе пленарного заседания «Цифровое развитие транспортной инфраструктуры в регионах России» с приветственным словом к участникам и гостям конференции выступил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников, отметивший важность проведения мероприятия и значимость обсуждаемых тем.

«Конференция является значимым событием, а вопросы внедрения и развития интеллектуальных транспортных систем, технологий информационного моделирования, цифровых технологий на транспорте и в дорожном хозяйстве являются одними из ключевых задач, реализуемых Федеральным дорожным агентством. Особенно хочу поблагодарить Ассоциацию «Цифровая Эра Транспорта» за возможность подробно обсудить вопросы внедрения технологии информационного моделирования на базе действующей в Росавтодоре рабочей группы», — подчеркнул Олег Ступников.

{{replaced_img}}

Замруководителя Росавтодора в своем приветствии отдельно отметил высокую динамику развития технологий и необходимостью работы в области импортозамещения.

«Рынок технологий, оборудования, программного обеспечения стал стремительно меняться, и мы вынуждены активно заниматься вопросами импортозамещения. Отечественные производители вынуждены адаптироваться к этому, а также очень оперативно перестраиваться с тем, чтобы соответствовать запросам потребителей. Наглядный пример успешной работы в этом направлении — это более десятка решений, которые представлены сегодня на выставке», — прокомментировал спикер.

Директор департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов представил участникам план развития ИТС в регионе на 2023 год, а также отметил разнообразие представленных на выставке технологических решений и проектов.

«Сегодня на форуме представлены различные технические решения для развития интеллектуальной транспортной системы. Мы надеемся, что нам удастся подробно обсудить каждое из них, сформировать объективные мнения, чтобы по итогу сформировать пул самых надежных и эффективных проектов для Тюменской области, которые смогут успешно применяться и в других регионах страны», — рассказал Станислав Логинов.

{{replaced_img}}

В своем выступлении, директор департамента информатизации подчеркнул, что в Тюменской области формирование интеллектуальной транспортной системы происходит на базе уже давно существующей региональной навигационно-информационной системы.

«К моменту внедрения в регионе федеральных проектов в части безопасных и качественных дорог, построения интеллектуальных транспортных систем, существующая инфраструктура позволила пойти по пути модернизации систем, а не создания. На данный момент в число реализованных мероприятий тюменской городской агломерации входит интеграционная платформа с модулями выдачи транспортных разрешений, транспортного прогнозирования и цифрового двойника. Также подключены подсистемы диспетчерского управления транспортом служб по содержанию и обслуживанию дорог, метеомониторинг, служба по мониторингу транспортных потоков», — прокомментировал директор департамента.

Заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов рассказал участникам конференции о работе ведомства в области нормативно-правового регулирования.

«Сейчас наша работа сосредоточена вокруг правил по предоставлению субсидий. В ходе данной работы мы учимся и апробируем то регулирование, которое в последующем внесем в то или иное законодательство. Также, с учетом того опыта, который мы приобретаем по ходу реализации проектов в области ИТС в субъектах, будет вестись работа по разработке нормативов финансовых затрат и сметных нормативов на последующее содержание», — отметил Антон Козлов.

{{replaced_img}}

Помимо этого, замдиректора департамента Минтранса России поддержал предложение президента Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антона Журавлева по взаимодействию в вопросах разработки проекта сметных нормативов.

«Ранее на площадке Ассоциации в ходе обсуждения последней редакции методических рекомендаций по внедрению ИТС мы поднимали вопросы по необходимости разработки сметных норм, содержания и эксплуатации. Ситуация в регионах разная. На базе Ассоциации в ближайшее время мы проведем серию рабочих совещаний с заинтересованными субъектами и представителями бизнеса, чтобы наработать материал и фактуру по данному вопросу, которую в последующем представим на проработку в ведомство», — подчеркнул Антон Журавлев.

{{replaced_img}}

Президент Ассоциации обратил внимание на проактивность Тюменской области в сфере внедрения цифровых технологий.

«Серьезное развитие ИТС в Тюменской области связано не только с развитой инфраструктурой для внедрения современных решений, но и с активностью руководства региона и специалистов, которые занимаются этими вопросами. Совокупность этих двух факторов делают Тюменскую область проактивным регионом, где есть стратегия и правильный вектор для развития интеллектуальных транспортных систем», — отметил Антон Журавлев.

В продолжении работы конференции «ИТС регионам» в рамках сессии «Практические решения по внедрению интеллектуальных транспортных систем в регионах» ведущие игроки рынка ИТС поделились с участниками новейшими разработками, а также подняли важнейший вопрос импортозамещения.

{{replaced_img}}

Так, коммерческий директор ООО «ОКБ Бурстройпроект» Федор Хамсапур рассказал о внедрении и развитии систем метеобеспечения в условиях санкционного давления, опыте по замене и обслуживанию зарубежных компонентов подсистемы метемониторинга.

«На отечественном рынке существует российские аналоги, не уступающие по характеристикам зарубежному оборудованию. В течении последнего времени Правительство опубликовало ряд документов, поддерживающих российских производителей. Отдельно отмечу вопрос национальной безопасности нашей страны. В целях ее обеспечения мы рекомендуем использовать российское оборудование при создании подсистем метеобеспечения и других модулей ИТС», — прокомментировал Федор Хамсапур.

По словам генерального директора ООО «Сорб Групп» Александр Виденев одной из ключевых проблем импортозамещения является нежелание компаний-интеграторов работать в этом направлении, а ограничится работой по реализации конечного продукта. Также спикер поделился своим опытом создания и внедрения отечественного продукта — первого российского транспондера.

«Работу по импортозамещению и локализации производства мы начали в 2013 году. И только поэтому нам удалось сейчас стать независимыми, создать и апробировать транспондер для платных дорог, создать производственные мощности для выпуска продукта. Кроме этого, мы занимаемся вопросами образования и повышения квалификации, чтобы развивать технологии в дальнейшем», — подчеркнул Александр Виденев.

Генеральный директор ООО «Траффик Дэйта» Иван Чебыкин рассказал участникам про оптимизацию дорожного движения при помощи видеоаналитики. Благодаря программному обеспечению стандартная камера превращается в мультисенсор с аналитическими функциями. После сбора статистики параметров дорожного движения система анализирует изменения, такие как резкие изменения скорости, направления или остановки транспортного средства, что может указывать на возникновение инцидента. Система успешно функционирует на дорогах Тюмени.

Директор Челябинской компании Digital Patrol Константин Крымский презентовал гостям конференции про новые комплексы фиксации нарушений правил дорожного движения, а также про особенности программного обеспечения. Отвечая на вопрос про возможность возвращения метода контроля средней скорости нарушений ПДД, разработчик рассказал про успешный опыт и отметил эффективность применения данного метода ФВФ.

Директор коммерческой дирекции АО «ГЛОНАСС», член комитета по транспорту рабочей группы Минстроя РФ по реализации проекта «Умный город» Леонид Парамонов рассказал о преимуществах «больших данных» от «ЭРА-ГЛОНАСС», которые субъекты могут использовать не только для контроля рынка, исключая недобросовестных перевозчиков, и повышения безопасности на дорогах, но и в целом для создания интеллектуальных транспортных систем.

«Благодаря уникальному проекту по повышению безопасности пассажирских перевозок мы задействовали инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС» для создания и модернизации модулей интеллектуальных транспортных систем. По сути, наша компания сегодня выступает поставщиком «больших данных» для подсистем ИТС в каждом регионе. Централизация информации через «ЭРА-ГЛОНАСС» открыла доступ любому даже небольшому городу к уникальным данным по пассажирскому транспорту. Это помогает на местах навести порядок с перевозками и повысить комфорт пассажиров — за счет интеграции с Яндекс.Картами, 2ГИС и другими онлайн сервисами создавать для граждан мобильные приложения или отображать цифровые расписания на умных остановках», — прокомментировал Леонид Парамонов.

Создание эффективной транспортной системы является одной из первоочередных задач для каждого региона. Об опыте внедрения ИТС и о единой цифровой платформе рассказала Наталья Миронова из AT Consulting Восток.

В рамках проведения конференции и выставки состоялась специальная сессия «Публичное рассмотрение и обсуждение проектов технических заданий», на которой эксперты из более 22 регионов России интересовались, как налажено взаимодействие в ИТС региона и муниципалитетов, как обеспечивается работа систем, сколько требуется кадров, и как применяются нейросистемы для мониторинга дорог.

{{replaced_img}}

Заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков рассказал о перспективах развития интеллектуальных транспортных систем в регионе. В субъекте ведется активная работа по усовершенствованию систем мониторинга общественного транспорта и транспортных потоков. Модернизируется интеграционная платформа, которая объединит всю поступающую информацию и позволит специалистам видеть в целом ситуацию на дорогах.

«Я верю, что когда-то нейросети научатся распознавать глубину трещин и иные параметры, на основании которых можно однозначно принять решение о проведении ремонта, но пока мы ориентируемся на несколько источников информации. Это показания лаборатории, которая ежегодно обследует все дороги, это обращения жителей по тем или иным участкам, это результаты объездов кураторов дорог. Такой всеобъемлющий контроль даёт полную картину происходящего. Мы развиваем ИТС для того, чтобы обработка данных из многих источников происходила быстрее, и принятие управленческих решений было ещё быстрее», — поделился Андрей Чистяков.

По сообщению пресс-службы Главного управления строительства Тюменской области уровень зрелости ИТС в регионе выше среднероссийского. При этом подход к внедрению ИТС работает на двух принципах: максимальный эффект от внедряемых технологий и оптимальная их стоимость.

Отметим, что «умные» технологии внедряются не только для специалистов дорожной и транспортной отраслей. Жители Тюменской области получают доступ к данным ИТС, пользуясь приложениями «Тюменский транспорт», «Социальное такси», «Тюменские парковки» и др.

Центральным мероприятием второго дня конференции стала сессия «Цифровые технологии дорожного хозяйства. От интеллектуальных транспортных систем к технологии информационного моделирования». Дискуссия прошла при поддержке и участии Федерального дорожного агентства.

{{replaced_img}}

«Рабочая группа по внедрению технологии информационного моделирования в сфере дорожного хозяйства создана в 2021 году, и сегодня хотелось бы обсудить результаты тех экспериментов, которые запущены как раз два года назад. Мы получим обратную связь, узнаем, как осуществлялось внедрение информационного моделирования непосредственно заказчиком на реальных дорожных объектах. Отмечу, что на последнем заседании рабочей группы мы систематизировали те направления, по которым проводили работу, но нам всё еще есть над чем работать», — отметил в своем вступительном слове начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец.

{{replaced_img}}

Участники проанализировали особенности информационных моделей местности, которые интегрируются в единую систему данных для повышения эффективности строительного процесса, экономии времени и ресурсов. Причём речь зашла о внедрении ТИМ-технологии как при возведении новых объектов, так и при ремонте существующих.

Кроме того, были представлены примеры виртуальных экосистем для оперативного и открытого обмена данными между всеми участниками строительного процесса. Так, одна из разработок уже успешно внедряется в работе подведомственного Росавтодору ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Основная задача, которая реализуется с помощью данных систем, — объединение ключевых участников строительной деятельности в консолидированную удобную цифровую среду.

На сессии также обсудили автоматизированную систему управления (АСУ) BIM РЖД. Она разрабатывается Центром компетенций по внедрению технологии информационного моделирования ОАО «РЖД».

По словам Сергея Гошовца, данные технические решения, способствующие концентрации и систематизации необходимых в строительстве данных, в определенной мере могут быть реализованы и в дорожном хозяйстве. Именно поэтому Росавтодор выступил с предложением обсудить со специалистами ОАО «РЖД» подобные разработки и возможность их дальнейшего тиражирования.

В ходе второго дня конференции специалисты Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» провели для школьников и студентов Тюменской области открытую лекцию, на которой в доступной форме объяснили особенности работы интеллектуальных транспортных систем.

{{replaced_img}}

«Особо актуальной является задача по повышению престижа дорожных и транспортных профессий. В ходе целенаправленной профориентационной работы происходит расширение кругозора учащихся школ и ВУЗов о мире профессий. Школьникам Тюменской Гимназии мы рассказали о развитии цифровых технологий, интеллектуальных транспортных системах. Отрадно, что им действительно понравилось, было интересно, познавательно. И такой опыт необходимо масштабировать, проводить лекции в ходе мероприятий, приглашать в лаборатории», — подчеркнул директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков.

Данные мероприятия проводятся в рамках реализации Концепции развития дорожного образования до 2035 года. Кроме того, работа по повышению квалификации специалистов в области ИТС, повышении престижа профессий в дорожно-транспортной отрасли сейчас ведется на постоянной основе в Центре компетенций интеллектуальных транспортных систем Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».

Помимо деловой программы конференции участники могли ознакомиться с последними разработками в области ИТС и цифровых технологий на транспорте, которые были представлены на выставке.

Компания ООО «Сорб Групп» представила на выставке отечественный транспондер, а также различного вида радиолокационные детекторы транспортного потока. Пермская компания TrafficData представила программные решения для ИТС. Новейшие комплексы фотовидеофиксации презентовала на своем стенде компания Digital Patrol. Безопасные проекционные переходы с функцией удаленного доступа были установлены на стенде компании Аврора-V. Также на выставке были представлены различные типы метеостанций от компаний «ОКБ Бурстройпроект», «Минимакс-94» и «Золотой Век». О табло и знаках переменной информации в рамках выставки рассказали представители компании «Светодиоды России».

{{replaced_img}}

Про автономный мобильный комплекс контроля объектов городского хозяйства и благоустройства территории рассказали представители российской IT-компании, разработчика уникальных программно-аппаратных решений Softlogic Rus. Интеллектуальная система цифрового контроля на базе искусственных нейронных сетей помогает городским коммунальным службам проводить ежедневный контроль улиц, дворов, множества объектов дорожного и коммунального хозяйства в масштабах всего города.

Разработчики из Перми представили на выставке модифицированный комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД — «Азимут 4». Первыми новые комплексы установят на дорогах Ленинградской и Томской областей в 2023 году.

«Новая модификация комплекса «Азимут 4» обладает улучшенными характеристиками, которые также были изменены и для остальных исполнений видеофиксатора. Компания сертифицировала устройство в сентябре 2022 года и уже вышла на его серийное производство. Важно, что нам удалось достичь высокого уровня локализации — мы тщательно отбираем поставщиков и всегда отдаем предпочтение отечественным подрядчикам. Кроме того, программное обеспечение полностью разрабатывается силами специалистов компании. Вся производственная база — отдел разработки, участок пайки плат, участок мехобработки — находится на одной площадке в Перми», — пояснил генеральный директор ТБДД Дмитрий Сычиков.

Комплексы «Азимут 4» способны распознавать 23 вида нарушений ПДД, в том числе составы с использованием нейросетевой обработки данных: непристегнутый ремень безопасности, использование телефона за рулем, тип грузов и другие. Помимо этого, оборудование «Азимут 4» позволяет распознавать марку и цвет транспортного средства, обеспечивать данными интеллектуальные транспортные системы общегородского масштаба, что повышает уровень безопасности на дорогах.

Партнерами мероприятия выступили ведущие компании рынка ИТС: Концерн «Телематика», ООО «Сорб Групп», TrafficData, Digital Patrol, AT Consulting Восток, АО «ГЛОНАСС», КЛЕВЕР, ООО «Компания «Кредо-Диалог», Кластер ГЛОНАСС (К-57).

Напомним, конференция и выставка «ИТС регионам» — это ежегодное региональное мероприятие в области внедрения и развития интеллектуальных транспортных систем, цифровых технологий на транспорте и в дорожном хозяйстве. Ключевые цели проведения Конференции в субъектах Российской Федерации — продолжение системного диалога всех заинтересованных лиц, обмен практиками, а также повышение компетенций местных специалистов и руководителей региона в указанной сфере.