Ассоциация
По развитию
Цифровых технологий
Транспорта

меню
05.03.2022

ИТС в период санкций и курса валют: что происходит и что делать.

Санкции и текущая обстановка на валютном рынке затронули все без исключения отрасли экономики. В таких условиях ключевая задача для государства — определить степень влияния ограничений и выработать меры поддержки для устойчивого развития.

ИТС в период санкций и курса валют: что происходит и что делать.

Сфера интеллектуальных транспортных систем не только не исключение, но и массово, если не тотально, пострадавшая отрасль. Я выделю три основных блока ограничений.

1. Нехватка и дефицит следующих компонентов:

  • серверного и сопутствующего ему оборудованию;
  • центров обработки данных;
  • микроэлектроники, в том числе процессоров (причем производство даже российских процессоров «Байкал» и «Эльбрус» зависит от иностранных комплектующих);
  • экранов, мониторов для ситуационных центров, табло переменной информации и т. п.;
  • оптики.

Это далеко неполный список, и коллеги, представляющие бизнес, могут его значительно дополнить.

2. Цена и контрактация. Удорожание продукции прогнозируется не менее чем на 30-45%, а высокая ставка кредитования и особенности реализации государственных контрактов в части авансирования делают непредсказуемым вопрос ценообразования со стороны бизнеса.

3. Логистика. Классические маршруты поставок практически разрушены. Придется выстраивать новые схемы логистики с привлечением третьих стран с учетом опыта европейского продовольственного эмбарго, что тоже потребует времени.

4. Большие сложности будут там, где уже развернуто иностранное оборудование, где есть иностранные лицензии. Очень надеюсь, что на данный момент нет прецедентов использования расположенных за рубежом серверов, используемых в контуре дорожной инфраструктуры.

Если оценивать ситуацию общо, то никто до конца не понимает степени влияния ограничений и ответы на многие вопросы еще только предстоит найти. В то же время я бы отметил, что больших проблем с программным обеспечением (прикладным софтом) может и не наблюдаться: многие команды научились писать свои коды, кадровые ресурсы в стране есть, хотя и не исключен их отток или перераспределение на другие сектора экономики.

Что касается программы ИТС в БКД, то практически год назад Минтранс России уже выступил с инициативой по корректировке ключевых смыслов и задач внедрения ИТС. Изменения коснулись модернизации светофорных объектов, создания региональных центров организации дорожного движения (фактически это региональный центр управления всей ИТС региона), мониторинга пассажиропотока и общественного транспорта. В дополнение к этому было решено ввести дополнительно понятие «уровни зрелости» ИТС в регионах. Все это позволяет обеспечить главное — фокус на реальный комфорт и безопасность граждан нашей страны при использовании транспортной инфраструктуры в повседневной жизни.

ZhuravlevITS.jpg

Да, в ИТС есть задачи «корпоративного толка» — развитие v2x, подключенного транспорта, беспилотного движения, дополнительных сервисов. Но давайте откровенно: много ли мы «сервисов ИТС» создали в последние год-два, когда не было ограничений? Нет. И нормативной базы для этого пока еще не существует и пилотные мероприятия если и формализованы, то масштабы их предельно низкие. А в текущих условиях, когда комплектующих будет не хватать на классические подсистемы ИТС, под большим вопросом будет хоть какое-то развитие кооперативных ИТС и беспилотных технологий.

Возможно, сейчас нам стоит сконцентрироваться на том, что уже наработано, внедрено и эксплуатируется, сделать ставку на собственные разработки и их развитие? Здесь хотелось бы просто процитировать президента нашей страны В. В. Путина: «Нам придется сдвинуть некоторые проекты чуть-чуть вправо, приобрести дополнительные компетенции, как мы это сделали, например, в авиации. Но мы все равно решим задачи, которые стоят, и даже в конечном итоге выиграем от этого, потому что приобретем дополнительные компетенции. Мы способны решать подобные задачи!»

Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» и многие эксперты уже высказались по поводу возможных мер поддержки и адаптации ИТС к новым условиям. Вот некоторые из них, которые на наш взгляд заслуживают внимания и проработки:

  1. Признать и придать ИТС статус «критической инфраструктуры».
  2. Обеспечить сферу ИТС льготами, аналогичными ИТ-отрасли.
  3. Провести мониторинг уже проведенных работ по ИТС в каждом регионе в целях определения мер координации действий по внедрению в рамках нацпроекта.
  4. Определить возможности бизнеса по поставкам оборудования для нужд ИТС в регионах — в том числе провести ревизию оборудования в наличии на складах.
  5. Обеспечить повышение базовых компетенций специалистов и внутренних компетенций в области оборудования и прикладного программного обеспечения.

Да, ИТС стране нужны, это уже неотъемлемая часть нашей дорожной отрасли, но, считаю, нам стоит быть откровенными по отношению к друг другу, реально оценить наши текущие возможности и на основе этого выработать прикладные меры как поддержки регионов и бизнеса, так и реализации национального проекта в части ИТС.

Фото: Ростех, ИТС России