меню
14.06.2023

Из Санкт-Петербурга в Москву без водителя – беспилотники «КАМАЗ» начали движение по трассе М-11 «Нева»

14 июня в рамках реализации проекта «Беспилотные логистические коридоры» в экспериментальном правовом режиме по трассе М-11 «Нева» начали курсировать беспилотные грузовики «КАМАЗ». Реализацию проекта Минтранс России ведет с крупнейшими российскими грузоперевозчиками и разработчиками технологий, при поддержке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». В проекте принимают участие «КАМАЗ», «Старлайн», ГК «Автодор», компании ПЭК, Globaltruck, «Газпромнефть-снабжение», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», и др. Курирует проект первый вице-премьер России Андрей Белоусов.

Из Санкт-Петербурга в Москву без водителя – беспилотники «КАМАЗ» начали движение по трассе М-11 «Нева»

К эксплуатации на М-11 допущены беспилотники, признанные соответствующими требованиям безопасности. На текущий момент таким требованиям соответствует только «КАМАЗ». Тягачи компании обладают третьим уровнем автономности из пяти возможных, что предполагает работу только на малых скоростях, на автомагистралях, при стабильных дорожных обстоятельствах. При таком уровне автономности водитель подключается к управлению автомобилем только в случае возникновения нештатной ситуации.

Как отметила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова экспериментальный правовой режим на М-11 позволит решить ряд важнейших задач для дальнейшего масштабирования технологий.

«Ключевая задача любого ЭПР — это подготовка новых законопроектов и новых технических и правовых норм на основе тех данных, которые будут получены в результате отработки технологий и бизнес-моделей в реальных условиях. ЭПР на М-11 позволит отработать новую технологию, отработать новые бизнес-процессы, в частности модель беспилотной перевозки, а также оценить экономику и эффективность использования беспилотных технологий в грузоперевозках», — рассказала Полина Давыдова.

Для реализации проекта также было важно создать все необходимые условия для взаимодействия беспилотника с интеллектуальными системами «умной» дороги.

По словам президента Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антона Журавлева ключевой задачей при реализации проекта является уверенное обеспечение взаимосвязи интеллектуальной транспортной системы, развернутой на трассе М-11, с бортовым оборудованием транспортного средства.

«Эксперимент должен решить ключевую задачу для беспилотных грузоперевозок — обеспечить само движение. Взаимосвязь на программном уровне интеллектуальной транспортной системы, бортового оборудования автомобиля, а также создание динамической цифровой карты дороги должны создать единую экосистему обеспечения беспилотного движения. Ключевой результат — добиться уверенной взаимосвязи всех этих составляющих. В дальнейшем — это целый спектр трудоемких и долговременных экспериментов по отладке различных сценариев взаимодействия этих элементов на программном уровне», — подчеркнул Антон Журавлев.

Ранее, заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов отметил, что при реализации проекта важно соблюсти баланс между темпами внедрения технологии и обеспечением безопасности.

«Внедрение новой технологии — это всегда риск, в том числе с точки зрения безопасности. Необходимо найти баланс между интересами разработчика и интересами общества. В проекте БЛК государство обеспечивает финансирование создания инфраструктуры «умной дороги» — цифровой и нецифровой, необходимой для безопасной эксплуатации магистральных грузовых беспилотников. Важно, чтобы регулирование шло в ногу с технологическими и организационными процессами по работе ВАТС», ­— прокомментировал Дмитрий Баканов.

По оценке Минтранса использование беспилотников на М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний. Реализация комплекса инициатив при этом позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай — Европа и на 20% сократить аварийность на транспорте.

Руководитель компании ПЭК Вадим Филатов рассказал, что компания заказала у «КАМАЗА» два беспилотных полуприцепа, которые на постоянной основе будут возить грузы между Санкт-Петербургом и Москвой, а также подчеркнул важность проекта.

«Мы называем этот проект «грузовой трубопровод», потому что полуприцепы будут ходить без остановки. Эксперимент важен для компании его реальными условиями. Каждая перевозка, включая тот груз, который поедет сегодня, оплачивается по рыночным тарифам, что позволяет моментально получать реальные экономические показатели и считать эффективность», — отметил Вадим Филатов.

Помимо запуска беспилотного «КАМАЗА» на трассе М-11 в скором времени может быть реализован ещё один такой же проект — беспилотные автомобили «Сберавтотех». Сейчас они активно тестируются на автомагистрали.

Напомним, проект «Беспилотные логистические коридоры» является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений Президента России и Правительства РФ по подготовке «Транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» и «Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли РФ»