меню
18.05.2023

На форуме «Дорожное строительство в России» обсудили развитие цифровых технологий в дорожном хозяйстве, кадровый потенциал, инновации и внедрение новых материалов и технологий.

16-17 мая в Москве состоялись форум и выставка «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество». Мероприятие прошло при поддержке и участии Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы РФ, ГК «Автодор», ТК № 418 «Дорожное хозяйство», РУТ (МИИТ), Ассоциаций «РАДОР», «Р.О.С.АСФАЛЬТ», «Цифровая Эра Транспорта».

На форуме «Дорожное строительство в России» обсудили развитие цифровых технологий в дорожном хозяйстве, кадровый потенциал, инновации и внедрение новых материалов и технологий.

16-17 мая в Москве состоялись форум и выставка «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество». Мероприятие прошло при поддержке и участии Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы РФ, ГК «Автодор», ТК № 418 «Дорожное хозяйство», РУТ (МИИТ), Ассоциаций «РАДОР», «Р.О.С.АСФАЛЬТ», «Цифровая Эра Транспорта».

Традиционно форум стал площадкой для открытой дискуссии представителей федеральных и региональных органов власти, проектных, строительных и подрядных организаций, экспертного и научного сообществ, а также инжиниринговых компаний в области внедрения инновационных материалов и технологий в дорожном хозяйстве. Ключевыми вопросами для обсуждения на форуме стали развитие кадрового потенциала, внедрение инновационных материалов, цифровые технологии и системы в дорожном хозяйстве.

В своём приветственном слове к участникам форума помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин акцентировал внимание на серьёзном технологическом прорыве, который сделало всё дорожное хозяйство.

«Очень приятно видеть, насколько за 20 лет изменился сам интеллектуальный подход к дорожному строительству. Представленные на данной выставке компании и организации являются тому подтверждением. Важно отметить, что масштабные проекты последнего десятилетия сыграли важнейшую роль в том, чтобы продвинуть отрасль. И на сегодняшний день она без преувеличения является самой передовой с технологической стороны. Наша страна оказалась в сложной ситуации с точки зрения импортозамещения и логистики. Однако это стоит рассматривать как стимул для всех нас, чтобы начать создавать свой оригинальный продукт», — отметил Игорь Левитин.

Директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков отметил важность подготовки молодых специалистов для отрасли.

«Мне очень приятно, что кадровые вопросы наконец-то зазвучали на таких встречах. Раньше мы практически не говорили о тех, кто должен приходить в транспортный комплекс, быть движущей силой внедрения новых технологических и проектных решений. Не говорили, потому что считали, наверное, это само собой разумеющимся. Но благодаря в том числе Федеральному дорожному агентству ситуация изменилась. Мы создаём сейчас методический центр, который должен сократить в максимально короткие сроки возникшее «расстояние» между реальной стройкой и тем, чему обучают наших студентов. Без образовательных программ, которые были бы максимально приближены к актуальным отраслевым вызовам, дорожное хозяйство не сможет сделать качественный шаг вперед в дальнейшем», — рассказал Константин Пашков.

{{replaced_img}}

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков поблагодарил Правительство Российской Федерации и Минтранс России за ту поддержку, которая оказывается дорожному хозяйству, а также отметил, что в отрасли сейчас наблюдается дефицит кадров.

«Безусловно, невозможно смотреть в будущее без развития кадрового потенциала и без инновационной деятельности на всех этапах нашей работы. Вся методология, которая разрабатывается в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» станет неэффективной, если не будет твёрдой политики по развитию кадрового потенциала. Для нивелирования этого пробела сегодня уже разработан федеральный государственный образовательный стандарт, проходящий этап согласования. Кроме того, реализуются мероприятия в рамках Концепции развития дорожного образования до 2035 года», — подчеркнул Роман Новиков.

{{replaced_img}}

Председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказал, что для дорожно-транспортного комплекса страны сейчас крайне важно проявлять гибкость и умение своевременно реагировать на вызовы нового времени.

«В стране открываются новые заводы, производится современная дорожная техника, что крайне важно, поскольку мы строим передовые дороги, в том числе с интеллектуальными транспортными системами. Новые подходы к проектированию строительства, использование вторичных материалов, местных ресурсов, внедрение инноваций — всё это решения дня сегодняшнего, а не далекого будущего. Уверен, что такие форумы, как этот, помогут сообществу дорожников», — прокомментировал Вячеслав Петушенко.

В ходе пленарного заседания форума состоялись выступления с докладами по наиболее актуальным вопросам развития отрасли дорожного хозяйства.

Так, с докладом об актуальных задачах национального проекта «Безопасные качественные дороги» выступил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко. В частности, он остановился на приведении в нормативное состояние дорог, ведущих к социально значимым объектам, а также обратил внимание на эффективность процессов управления при реализации нацпроекта.

«Центральным постулатом при реализации нацпроекта является налаженное взаимодействие проектных команд в субъектах Российской Федерации. Это очень важная задача, которая напрямую влияет на эффективность процессов управления. Отсутствие «контакта», координации между командами приводит порой к парадоксальным процессам. Например, работы на улично-дорожной сети уже завершены, а затем коллеги из коммунальных служб начинают заниматься переустройством инженерных сетей. Именно поэтому без финансово-управленческой дисциплины, без своевременного исполнения всех контрольных точек проектов будет «под ударом» самое главное — итоговое качество нашей с вами работы», — рассказал Игорь Костюченко.

{{replaced_img}}

О нормативно-правовом обеспечении повышения качества дорожной деятельности рассказал генеральный директор АНО «НИИ ТСК» Евгений Симчук. Он напомнил, что до 2003 года в формировании фонда документов по стандартизации в дорожном хозяйстве лишь 10% от всех наименований разрабатывались специализированными отраслевым организациям с широким публичным обсуждением, в настоящее время этот показатель ощутимо вырос — до 95%. Кроме того, по состоянию на 1 мая 2023 года, данный фонд включает 434 документа, 95% из которых приняты за последние 10 лет, что свидетельствует о «молодости» нормативной базы.

Подробное исследование текущего состояния системы отраслевого образования с учетом реальной потребности дорожного хозяйства представила проректор РУТ (МИИТ) Татьяна Марканич.

«Создание единых образовательных стандартов, подготовка студентов укрупненной группы специальностей «Дорожное хозяйство» и развитие Отраслевого учебно-методического центра образования при РУТ (МИИТ) позволят исправить критическую ситуацию», — отметила Татьяна Марканич.

{{replaced_img}}

С докладом о развитии цифровых технологий в области дорожного хозяйства выступил исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков. Спикер рассказал о развитии интеллектуальных транспортных систем, внедрении новейших технологий, развитии технологий информационного моделирования, цифровой диагностики автомобильных дорог, а также рассказал о работе Ассоциации в области развития кадрового потенциала.

«Ключевой смысл построения интеллектуальных транспортных систем — это принципиально иной подход к управлению дорожно-транспортной инфраструктурой и транспортными потоками. Работа по внедрению ИТС в регионах страны — это ежедневная, системная работа. Уже сейчас мы можем видеть результаты этой работы и можем говорить об эффективности внедренных систем. Цифровые технологии влияют не только на качество дорог, но и на качество жизни наших граждан, на их безопасность. Поэтому сегодня очень важно сохранить уровень финансирования проектов по ИТС, продолжить и закончить работу в области создания нормативно-технической документации в области ИТС, начать активную работу в части защиты критической информационной инфраструктуры», — подчеркнул Дмитрий Ольховиков.

Помимо этого, директор Ассоциации выделил вопрос развития кадрового потенциала в области ИТС и цифровых технологий на транспорте и дорожной отрасли.

«Особо хотел бы обратить внимание на то, что при подготовке студентов, необходимо в профильных специальностях предусмотреть компетенции по ИТС. Если уже говорить о специалистах, кто внедряет у себя в регионах ИТС, хочется отметить, что помимо создания систем, в последующем их нужно содержать и обслуживать своими силами, а не силами поставщика. Поэтому крайне важно повышать квалификацию, цифровую зрелость и грамотность в части интеллектуальных транспортных систем», — прокомментировал Дмитрий Ольховиков.

{{replaced_img}} >

Опытом работы Центра компетенций интеллектуальных транспортных систем, открывшимся на базе Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» рассказал президент Ассоциации Антон Журавлев.

«Год назад мы открыли Центр компетенций. На сегодняшний день в стенах центра прошло обучение более 80 специалистов из 23 регионов страны. В центре создана уникальная лаборатория с натурным оборудованием, программным обеспечением», — рассказал Антон Журавлев.

{{replaced_img}} >

В ходе проведения форума «Дорожное строительство в России» была организована выставка новейших решений от ведущих компаний отрасли. В частности, в области цифровых технологий проекты представили Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» и компания Softlogic Rus.

Так, представители Ассоциации рассказали о работе в области замещения импортной продукции, создании российского транспондера, работе по разработке отечественного программного обеспечения, работе в области информационной безопасности.

{{replaced_img}}

В свою очередь представители российской IT-компании, разработчика уникальных программно-аппаратных решений Softlogic Rus представили на выставке интеллектуальную систему цифрового контроля на базе искусственных нейронных сетей, призванную помочь городским коммунальным службам проводить ежедневный контроль улиц, дворов, множества объектов дорожного и коммунального хозяйства в масштабах всего города.

Кроме того, на форуме состоялась торжественная церемония вручения ведомственных наград с участием Романа Новикова.

За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю, добросовестную работу на транспорте медалью «За строительство транспортных объектов» был награждён Кокуш Юрий Иосифович ‒ генеральный директор акционерного общества «ГП РАД».

За плодотворное сотрудничество и взаимодействие с Федеральным дорожным агентством при решении задач дорожно-транспортного строительства благодарственным письмом Федерального дорожного агентства были поощрены:
Орлов Дмитрий Викторович ‒ генеральный директор ООО «Газпромнефть — Битумные материалы»;
Калинин Михаил Владимирович ‒ исполнительный директор ОАО «АБЗ-1»;
Савенкова Надежда Ивановна ‒ заместитель генерального директора ООО «СП Автобан».

За плодотворное сотрудничество и взаимодействие с Федеральным дорожным агентством в области развития цифровых технологий в дорожном хозяйстве дипломом Федерального дорожного агентства был награжден коллектив Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».