меню
22.09.2023

Развитие цифровых технологий в дорожном хозяйстве обсудили на конференции «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения»

В Санкт-Петербурге на ежегодной конференции и выставке «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения» на сессии, посвященной цифровым технологиям и инновационным решениям в области дорожного строительства обсудили технологии информационного моделирования, применение искусственного интеллекта, развитие систем мониторинга мостов и диагностику инженерных сооружений, лазерное сканирование мостов и тоннелей.

Развитие цифровых технологий в дорожном хозяйстве обсудили на конференции «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения»

Начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец в вступительном слове к участникам сессии отметил, что применении технологий информационного моделирования в проектирование объектов различных областей строительства в последнее время выходит на новый уровень.

«Задача массового внедрения ТИМ ставится на государственном уровне. Не исключением стала и дорожная отрасль. Проработка вопросов, связанных с применением технологии информационного моделирования в сфере дорожного хозяйства, сегодня чётко выстроена: при Федеральном дорожном агентстве создана Рабочая группа по внедрению информационного моделирования в сфере дорожного хозяйства», – подчеркнул Сергей Гошовец.

Заместитель главного инженера ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Андрей Зенкин представил доклад о пилотном применении технологий информационного моделирования при строительстве и реконструкции на участках трассы М-7 «Волга» в составе маршрута Казань – Екатеринбург. Для Росавтодора это первый крупнейший опыт цифровизации, в ходе которого отрабатывается внедрение нового программного продукта и взаимодействие всех сторон процесса.

В работе используется программный комплекс «Клевер», объединяющий заказчика, подрядчика, субподрядчиков и строительный контроль. Полученные от них данные служат наполнению 3D-модели. По ней в режиме онлайн можно оценить ход работ на стройке, заметить возможное отставание от графика, контролировать финансирование и ход прохождения любого документа. В скором времени к системе планируется подключить надзорные органы и ресурсоснабжающие организации.

Внедрение комплекса позволило оптимизировать процессы согласования, частично уйти от бумажных носителей и автоматизировать отчетность, а также обеспечить онлайн-доступ ко всей информации о стройке вне зависимости от удаленности объектов.

Помимо вопросов внедрения ТИМ в дорожном строительстве ведущие разработчики представили инновационные решения в области мониторинга мостовых сооружений и цифровой диагностики улично-дорожной сети.

Главный специалист ОАО «Институт Гипростроймост» Иван Чебыкин презентовал участникам мероприятия систему мониторинга мостов, основанной на использованиии электромагнитных датчиков для бесконтактного измерения усилий в вантовых подвесах. Спикер обозначил основные особенности и преимущества электромагнитного импульсного датчика усилий в металлических стержневых элементах: бесконтактное измерение, повышенный срок службы, возможность установки на смонтированную конструкцию.

Коммерческий директор ООО «ОКБ Бурстройпроект» Федор Хамсапур рассказал про комплекс непрерывного мониторинга состояния инженерного сооружения. Система мониторинга состояния мостовых сооружения состоит из лазерных датчиков уровня воды, вибрационных датчиков, комплексного поста дорожного контроля, лазерного датчика состояния поверхности дороги, оптического датчика прогиба моста и тензодатчика напряжения изгиба моста, датчика температуры и датчика угла наклона несущей опоры.

Новая технология, которая набирает обороты на сегодняшний день – цифровая диагностика дорог. Уже сегодня с применением искусственного интеллекта и нейросетей созданы решения и активно реализуются задачи в области инструментальной мобильной диагностики автомобильных дорог. Результаты такой диагностики не только дополняют классические методы определения качества дорожного полотна и обустройства автомобильной дороги, но и вкупе позволяют собрать такой массив данных, который позволит дать объективную и достоверную информацию об автомобильной дороге. Сегодня, уже более 30 городов России используют искусственный интеллект для контроля состояния дорожной инфраструктуры.

Директор по развитию ООО «Софтлоджик Рус» Андрей Лаптев рассказал о опыте компании в области применения искусственного интеллекта для оцифровки и оценки состояния элементов улично-дорожной сети. Автономный мобильный комплекс нейросетевого наблюдения предназначен для автоматической фиксации отклонений в состоянии объектов дорожной инфраструктуры и прилегающих территорий, а также для формирования базы для аналитики и оперативного принятия решений. Особенностями такого решения являются мобильность, возможность работы без оператора, компактность. Комплекс, установленный на транспортном средстве, состоит из высокопроизводительного блока автономных вычислений, камер, антенны, модулей ИИ на базе искусственных нейронных сетей и облачной платформы. Система способна выявлять повреждение асфальтобетонного покрытия, стертую дорожную разметку, неудовлетворительное содержание дорожных знаков и информационных указателей, разрушение бардюрных камней, содержание дороги в зимний период и многое другое.

Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон в рамках данной тематики предложил организовать и провести с компаниями, занимающимися определением дефектов на дорогах с помощью нейросетей, контрольные проезды по участкам автомобильных дорог, сравнив эффективность и возможности различного цифрового оборудования.

Подводя итоги сессии, модератор, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков отметил важность и необходимость масштабирования эффективных решений в дорожной отрасли, а также выделил ряд задач, стоящих перед всеми участниками процессов внедрения новейших технологий.

«Живая дискуссия по внедрению технологий информационного моделирования доказывает, насколько эта тема актуальна, сколько вопросов предстоит совместно решить. Очень важно не забывать, что в части внедрения инновационных решений в дорожном строительстве мы только в начале пути. Отдельно хотел бы отметить необходимость повышения компетенций специалистов. Интеграция технологий это одно, а дальнейшее обслуживание и содержание систем и комплексов – совсем другое. Уже сегодня мы видим, когда действительно эффективные решения попросту не эффективны, они не работают, не функционируют должным образом, потому что на местах просто нет подготовленных, компетентных сотрудников», – прокомментировал Дмитрий Ольховиков.

Спикер также подчеркнул, что до конца года, экспертами центра компетенций интеллектуальных транспортных систем при тесном взаимодействии в Федеральным дорожным агентством, ФАУ «РОСДОРНИИ», а также компаниями-разработчиками будет разработан и запущен курс повышения квалификации по технологиям информационного моделирования.

Помимо этого, директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» пригласил всех собравшихся на предстоящий форум «Интеллектуальные транспортные системы России», на котором в ходе деловой программы эксперты продолжат активное обсуждение внедрения ТИМ в дорожной отрасли.