меню
18.07.2022

РЖД продолжает работу над созданием системы беспилотного движения поездов на Московском центральном кольце

В ОАО «РЖД» продолжается работа над внедрением системы беспилотного движения поездов на Московском центральном кольце. Экспериментальный электропоезд «Ласточка» планируется оборудовать необходимыми средствами автоматизированного управления с четвертым уровнем автоматизации GoA4, который подразумевает полное отсутствие машиниста в кабине скоростного пассажирского поезда.

РЖД продолжает работу над созданием системы беспилотного движения поездов на Московском центральном кольце

Новая автоматизированная система управления будет интегрирована на электропоезд, который ранее был оборудован системой третьего уровня «беспилотности» GoA3. В отличие от полной автоматизации GoA4, третий уровень автоматизации подразумевает присутствие машиниста, готового в экстренной ситуации принять управление подвижным составом.

Автоматизированные системы разработаны профильным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом АО «НИИАС».

По сравнению с зрительными возможностями человека, способными заметить препятствие на расстоянии не далее 150 метров, искусственный интеллект способен распознавать препятствие размером 30 см на расстоянии до 400 метров. Кроме этого, систему обучают распознавать различного рода сигналы, подаваемые людьми на железной дороге. Особенностью новейшей системы станет возможность не только управлять электропоездом, но и автоматически калибровать машинное зрение.

По словам заместителя генерального директора — директора Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» Павла Попова аналогичных систем в мире не существует.

«На МЦК будет создана первая в мире автоматическая калибровка машинного зрения. Проверки и настройки видеокамер, лидаров и других задействованных в системе приборов будут проводиться автоматически при захождении поезда в депо. Мы как минимум на год-полтора впереди ведущих европейских производителей», — подчеркнул Павел Попов.

Стоит отметить, что одним из требований при разработке «умной» системы стало обеспечение точности остановки электропоезда с автоматизированной системой управления у знака остановки первого вагона с погрешностью не более 25 см.

К работе над внедрением системы привлечены и специалисты АО «ВНИИЖТ». По сообщению портала Gudok.ru научно-исследовательским институтом разрабатывается прескриптивная система диагностики технического состояния электропоезда, которая формирует данные о техническом состоянии состава с возможностью суточного прогноза развития ситуации. Все данные будут отображаться на мониторе оператора, контролирующего «беспилотное» движение, значками трех цветов, соответствующих состоянию электропоезда: зеленый — поезд в рабочем состоянии, желтый — нужен ремонт, красный — необходим срочный ремонт.

Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (stroi.mos.ru).