меню
20.10.2021

Стратегия развития транспорта – ускоренная цифровизация и прорывные технологические решения

Президент России Владимир Путин провёл  заседание Президиума Государственного Совета, на котором обсуждалась транспортная  стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом  до 2035 года.

Стратегия развития  транспорта – ускоренная цифровизация и  прорывные технологические решения

Стратегия, подготовленная Минтрансом России, определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. Обеспечение максимального внимания к экономическим интересам и ожиданиям всех субъектов транспортных услуг, в особенности к гражданам страны, проживающим в городах и сёлах, удаленных и труднодоступных районах страны – главное призвание стратегии. При создании стратегии Минтрансом была учтена мировая практика и тренды разработки аналогичных документов, при этом особое внимание уделено параметрам цифровой трансформации транспорта и внедрения принципов устойчивого развития. 

Как отметил Владимир Путин, документ призван не только задать долгосрочные ориентиры, но и стать основой для практической работы государства, субъектов Федерации, ключевых отраслей бизнеса, а также строительных, инжиниринговых, логистических компаний, предприятий транспортного машиностроения.

«Обновлённая транспортная стратегия, как мы и договаривались с коллегами, должна строиться вокруг современных запросов человека, в интересах высокого качества жизни наших граждан, открывать дополнительные возможности для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. По всей стране мы должны не только строить дороги и вокзалы, порты и пристани, но и содержать их достойно. Для динамичного поступательного движения вперёд национальной экономики в целом, регионов, страны, необходимо комплексное развитие всех видов транспорта: воздушного, водного, железнодорожного, автомобильного. Нужно так выстроить их работу, чтобы наилучшим образом отвечать потребностям, запросам граждан», – подчеркнул Президент России.

Также, в своем выступлении Глава Государства акцентировал внимание участников заседания на соблюдение сроков подготовки проектов и поставил задачу Правительству не позднее первого квартала будущего года подготовить детальный план реализации транспортной стратегии.

Министр транспорта Виталий Савельев доложил Президенту России о проведенной министерством работе, а также об основных положениях новой стратегии. Проект разработан при участии отраслевой и научной общественности, а ключевым принципом стратегии является клиентоцентричность. При разработке документа учтены современные тренды развития транспорта, а также мировой опыт. Впервые введен механизм Единой опорной транспортной сети, разработаны критерии отнесения к ней объектов инфраструктуры на всех видах транспорта.

«Стратегия отрасли впервые структурирована не по видам транспорта, а по категориям услуг в интересах населения, бизнеса и государства. Транспорт – это обеспечивающая отрасль для экономики, её основа и «скелет», она не может существовать в отрыве от запросов общества и государства», – рассказал Виталий Савельев.

Особое внимание уделено концепции устойчивого развития, включающей инициативы по экологии, безопасности и развитию человеческого капитала. Важно, чтобы каждый житель страны почувствовал изменения и получил новые возможности для поездок. Стратегия предполагает рост мобильности населения более чем на 80 процентов, а массовое применение биометрических технологий позволит ускорить прохождение контрольных процедур.

Одним из основных акцентов стратегии стала ускоренная цифровизация и прорывные технологические решения. Идти в ногу со временем и внедрять современные технологии – от беспилотного транспорта до низкоуглеродных решений – одни из важнейших трендов развития транспортной отрасли.

«Россия является заметным игроком на мировом рынке беспилотного транспорта, поэтому мы должны нарастить наши преимущества, использовать их во благо экономики», – уточнил министр транспорта. 

Исходя из анализа существующей ситуации, мировых тенденций развития смежных отраслей, Минтранс России поставил себе следующие цели в проектах при реализации проектов: повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, цифровая, низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий, увеличение объёма и скорости доставки грузов, в том числе транзитных, и развитие мультимодальных логистических технологий.

Цифровая трансформация – один из важнейших разделов стратегии. Он включает уже всем известные инициативы, такие как «Автономный транспорт», включая «виртуальную сцепку», проект «Бесшовная грузовая логистика», предполагающий переход на электронные перевозочные документы, а также дальнейшее внедрение электронных пломб,  проект «Зелёный цифровой коридор пассажира», биометрическая идентификация пассажиров и безналичная оплата проезда. Оцифровка инфраструктуры, интеллектуальные пункты пропуска, BIM-технологии, цифровые двойники, интеллектуальные транспортные системы. Цифровизация позволит достичь снижения издержек и роста производительности труда минимум в два раза.

Кроме того, участниками заседания было отмечено, что цифровизация и развитие технологий ставят новые требования к транспортному образованию и развитию человеческого капитала.

Стенограмма заседания

Транспортная стратегия

Проект транспортной стратегии

фото: Федеральное дорожное агентство