меню
24.11.2020

Стратегия, сотрудничество, развитие

В Москве с 16 по 20 ноября состоялось ключевое событие транспортной отрасли — «Транспортная неделя». Среди мероприятий, заявленных организаторами в этом году были как уже известные форум и выставка «Транспорт России», международный Конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС», Конгресс ROAD TRAFFIC RUSSIA, отраслевые конференции подведомственных учреждений Минтранса России, так и новые форматы и события: заседание рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Транспорт», заседание Правительственной комиссии по транспорту, а также форум Такси.

В текущем году «Транспортная неделя» была приурочена к празднованию нового профессионального праздника ‒ Дня работника транспорта.

Открыл «Транспортную неделю» Съезд Союза транспортников России — главное отчетное мероприятие отрасли, на котором участники обсудили вопросы по выработке мер необходимых для создания системного подхода к работе транспортного комплекса и его составных частей для дальнейшего обеспечения потребностей экономики и населения в эффективных и безопасных перевозках пассажиров и грузов во взаимосвязи всех видов транспорта. Также делегаты проанализировали предложения по преодолению в транспортном комплексе последствий в условиях пандемии.

В своем выступлении на Съезде заместитель министра транспорта Александр Нерадько подчеркнул, что 2020 год был нелегким для транспортной отрасли страны, но при поддержке государства транспортники в целом справились с поставленными перед ними задачами.

Вторым не менее значимым событием первого делового дня «Транспортной недели» стал международный Конгресс ROAD TRAFFIC RUSSIA, на котором спикеры подняли приоритетные вопросы организации дорожного движения и развития общественного транспорта. В Конгрессе приняли участие бывший заместитель министра транспорта РФ Алексей Семёнов, заместитель начальника ГУОБДД МВД России Николай Шеюхин, заместитель губернатора Белгородской области — начальник департамента строительства и транспорта Евгений Глаголев, генеральный директор АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания» Николай Асаул, заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Игорь Козубенко.

Темами мероприятия стали вопросы обновления общественного транспорта в городских агломерациях, а также роль национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в части модернизации инфраструктуры общественного транспорта в субъектах РФ.

«Мы понимаем, что без мер федеральной поддержки развитие общественного транспорта в регионах затруднительно. В связи с этим мы начали оказывать комплексную поддержку городским агломерациям в обновлении пассажирского транспорта. В 12 городов уже поступили новые современные автобусы и троллейбусы. Все они экологически чистые, низкопольные, комфортные и безопасные. В скором времени начнутся поставки и трамваев», — отметил Алексей Семенов.

Одним из ключевых докладов Конгресса стал доклад заместителя губернатора Белгородской области Евгения Глаголева, который рассказал о работе, проводимой по вопросу обновления пассажирского транспорта в Белгородской области, внедрении интеллектуальных транспортных систем, транспортной инфраструктуры, а также о итогах реализации транспортной реформы на территории Белгородской агломерации в 2019 — 2020 году».

5fb4bfb5b1e3d687095555.jpg

Сегодня Белгородская область является лидером по цифровой трансформации транспортного комплекса. Работать в сфере внедрения интеллектуальных транспортных систем область началась ещё в 2017 году с установки камер фото- видеофиксации, внедрения платных парковок и установки комплексов автоматического весогабаритного контроля. На данный момент в Белгороде разработана единая интеллектуальная транспортная система.

«Наш регион занял первое место по рейтингу Министерства транспорта среди субъектов РФ с комплексным подходом транспортной реформы Белгородской агломерации. Уверен, что мы движемся в правильном направлении, и наша задача ‒ восстановить инфраструктурную роль общественного транспорта», — подчеркнул Евгений Глаголев.

В этом году автопарк Белгорода пополнился 58 новыми автобусами, поступившими в регион по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Низкопольные автобусы марки ЛиАЗ большого класса вместимости работают на компримированном природном газе. Они соответствуют всем современным требованиям по комфортности, безопасности и экологичности и уже начали работать на четырех магистральных маршрутах Белгорода.

В продолжении работы «Транспортной недели» 18 ноября стартовал XIV Международный форум и выставка «Транспорт России». В рамках первого дня работы состоялся ключевой деловой формат мероприятия — пленарная дискуссия «Транспорт России. Скорость, удобство и эффективность», а также проведены 3 отраслевые тематические конференции и отраслевой совет по международным транспортным коридорам КТС СНГ.

day0_section2_043.jpg

Работа «Транспорта России» началась с визита Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, который принял участие в официальном обходе выставки. Михаил Владимирович осмотрел выставочную экспозицию, в том числе Шоурум нацпроектов, а также в режиме телемоста дал старт нескольким проектам в области транспорта.

В своем приветствии участникам и гостям мероприятия Председатель Правительства отметил, что в ситуации с распространением коронавирусной инфекции крайне важно, чтобы транспорт работал надежно в любой точке страны.

«В России развитие всех видов транспорта предусмотрено в рамках масштабных проектов, которые успешно реализуются в последние годы. Это в первую очередь национальный проект „Безопасные и качественные автомобильные дороги“, в котором участвуют 83 региона, 105 городов. На госпрограмму развития транспортной системы в бюджете этого года было предусмотрено более триллиона рублей. Дополнительные 100 миллиардов Правительство направило на опережающее развитие инфраструктуры дорожного хозяйства», — подчеркнул Михаил Мишустин.

Также Михаил Мишустин уточнил, что для повышения доходов от экспорта и транзита грузов через территорию страны создается система эффективного использования и развития международных транспортных коридоров, самые важные из которых — «Европа — Западный Китай», «Север-Юг», Севморпуть, Транссиб и БАМ.

В ключевой сессии форума также приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, помощник Президента России Игорь Левитин, и. о. министра транспорта Александр Нерадько, губернатор Московской области Андрей Воробьев, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров, председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко. Модератором дискуссии выступила президент коммуникационной Группы компаний «Михайлов и Партнёры», российская журналистка и телеведущая Марианна Максимовская. Дискуссия была посвящена современным вызовам, с которыми столкнулась транспортная сфера России в ситуации с коронавирусной инфекцией (COVID-19).

day0_section2_090.jpg

«Компании были мобилизованы и нам удалось пока пройти этот отрезок времени без существенных потерь, без сокращения занятости и без банкротств. Те субсидии, которые сейчас уже запланированы для предоставления авиакомпаниям, они пока выбираются достаточно плавно. Это говорит о том, что у авиакомпаний есть еще некий запас прочности. И, соответственно, у Правительства тоже есть резервы», — рассказал первый заместитель Председателя Правительства РФ.

В продолжении пленарной дискуссии, исполняющий заместитель министра транспорта РФ Александр Нерадько отметил, что 2020 год запомнился сплоченностью не только субъектов транспортного комплекса, но и всех ветвей и уровней власти.

day0_section2_132.jpg

«Совместная работа помогла преодолеть последствия пандемии для отрасли. Снижение стоимости перевозок произошло, в первую очередь, в авиационном секторе», — отметил заместитель министра.

Во второй части Пленарной дискуссия — «Транспорт как услуга», были рассмотрены вопросы работы транспорта в новых условиях, перспективы реализации будущих проектов и восстановление объемов перевозок. В ней приняли участие генеральный директор АО «Почта России» Максим Акимов, заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, председатель совета директоров АО «Синара — Транспортные Машины» Александр Мишарин, первый заместитель генерального директора Фонда «Иннопрактика», общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров Наталья Попова, заместитель генерального директора — директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царёв.
Глава Бурятии, являющийся руководителем рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Транспорт», рассказал о целях и показателях нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», подчеркнув, что несмотря на сложную ситуацию с коронавирусом, показатели не снижались.

day0_section2_133.jpg

«Каждый человек, каждый день так или иначе выходит на дорогу. И здесь Указом Президента поставлена задача как раз создать равные условия в целом по стране. Национальным проектом „Безопасные и качественные автомобильные дороги“ поставлена задача 85% дорог агломераций привести в норматив уже к 2024 году. И 50% региональных дорог также по всей стране к 2024 году должны быть уже в нормативном состоянии. Эти показатели не изменились несмотря на всю ситуацию. 2024 год, как точка отсчета, сохраняется. В новых условиях показатели доведены до каждого субъекта, предусмотрено финансирование. По наиболее востребованному автомобильному виду транспорта к 2024 году будет выравнивание», — заявил Алексей Цыденов.

Заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в своем выступлении рассказал о необходимости отмены нештрафуемых +20 км/ч.

«60% смертей на дорогах происходит из-за существенного превышения скорости. Позиция здесь наша, может быть, непопулярная для автомобилистов, но это — снижение неадминистрируемого порога скорости именно в городах с 20 км/ч до 10 км/ч. Все-таки снижение порога именно в городе, на наш взгляд, существенно сократит смертность и выполнит те задачи, которые президент поставил перед всеми нами, чтобы на дорогах стало безопаснее», — подчеркнул Максим Ликсутов.

day0_section2_144.jpg

Далее в рамках форума и выставки состоялись отраслевые конференции «Водный транспорт. Приоритеты развития» и «Транспортная безопасность. Открытый диалог», а также конференция «Современные тренды развития транспортной инфраструктуры и инвестиционные возможности дорожной отрасли» и Отраслевой совет по международным транспортным коридорам КТС СНГ.

Международной сотрудничество — стало ключевой темой второго дня форума «Транспорт России». Пленарной дискуссией «Цифровые транспортные коридоры» — посвященная цифровизации транспортного взаимодействия участников Евразийского экономического союза и внедрению цифровых процессов внутри государств-членов стала одним из главных деловых форматов дня. В связи с эпидемиологической ситуацией, сессия проходила в гибридном формате: зарубежные спикеры, среди которых министры транспорта стран-участников ЕАЭС и руководители профильных международных организаций, подключились к мероприятию по видеосвязи.

Другие деловые форматы, охватившие тему международного сотрудничества, также прошли 19 ноября на площадке форума — Координационное транспортное совещание государств-участников СНГ и Совет руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств-членов ЕАЭС.

Также, в этот день в рамках форума состоялось заседание рабочей группы Государственного совета по направлению «Транспорт». Оно прошло под руководством помощника Президента Российской Федерации, секретаря Госсовета Игоря Левитина и главы Республики Бурятия, руководителя рабочей группы Алексея Цыденова. Ключевой темой повестки стало развитие внутреннего водного транспорта в Российской Федерации, а также подготовка соответствующего нацпроекта.

day1_section2_09.jpg

Завершающий день работы «Транспортной недели» стартовал традиционным, юбилейным в этом году, Конгрессом «ЭРА-ГЛОНАСС».

Участники мероприятия подвели итоги работы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» за прошедшие пять лет, рассказали о перспективах применения системы, представили прогнозы в сфере пассажирских и грузовых перевозок на земле, воде и в воздухе, а также озвучили тенденции развития беспилотного транспорта.

Открыл Конгресс Юрий Борисов, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Председатель Совета директоров АО «ГЛОНАСС», обратившийся с приветственным словом к участникам мероприятия по видеосвязи. «Сегодня мы можем смело сказать, что добились гораздо большего, чем планировали. „ЭРА-ГЛОНАСС“ стала основой цифровизации транспортной отрасли страны. На ее платформе развёрнуты сервисы по мониторингу движения автомобильного и железнодорожного транспорта, как пассажирского, так и грузового. Активно развиваются инфраструктурные возможности системы, включая сеть связи для Интернета вещей», — отметил Юрий Борисов. Спикер выразил уверенность, что через пять лет «ЭРА-ГЛОНАСС» выступит в роли цифровой транспортно-логистической экосистемы, а возможно — и платформы для управления беспилотными автомобилями. Он подчеркнул, что задача государства и АО «ГЛОНАСС» — предоставить на равных для всех участников рынка условиях национальную безопасную платформу для реализации любых навигационных проектов, способных привести страну к цифровому и технологическому прорыву.

day2_section1_81.jpg

Игорь Милашевский, генеральный директор АО «ГЛОНАСС», в своем приветствии поздравил участников и гостей Конгресса с пятилетием системы. Он выразил глубокую признательность людям, внесшим существенный вклад в создание и развитие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

«О востребованности „ЭРА-ГЛОНАСС“ лучше всего говорят цифры. Среднее количество вызовов в сутки составляет сегодня свыше 17 тысяч. За год количество вызовов от свидетелей происшествий выросло на 30%», — отметил Игорь Милашевский, рассказывая о результатах работы системы.

Михаил Блинкин, председатель общественного совета Министерства транспорта РФ, директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, член экспертного совета при Правительстве РФ, в своем приветствии отметил: несмотря на то, что текущий год был тяжёлым для экономики, цифровая эра транспорта будет существовать весь ближайший век.

На юбилейном конгрессе Игорь Милашевский вручил памятные медали за вклад в создание и развитие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» главе Республики Алтай Олегу Хорохордину, генеральному директору ПАО «МАК „Вымпел“ Сергею Боеву, начальнику управления экономики и финансов АО „Информационные спутниковые системы“ имени академика М. Ф. Решетнёва» Анатолию Шилову, советнику помощника президента РФ Андрею Недосекову.

Пленарное заседание Конгресса прошло в формате живой дискуссии, посвященной будущему транспортной отрасли и роли «ЭРА-ГЛОНАСС» в перспективном развитии цифровых информационно-навигационных технологий. Модератором выступила заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС» Александра Аронова. Открывая дискуссию, спикер привела актуальную статистику работы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»: более 6 млн подключенных автомобилей и свыше 8 млн экстренных вызовов. Она отметила, что в текущем году зафиксирован рост доли вызовов, осуществленных в автоматическом режиме, то есть в результате сильного ДТП, когда пострадавший находился в тяжелом состоянии. Если в 2017 г. таких вызовов было 52%, то в 2020 году — уже свыше 74%. Александра Аронова отметила, что автоматический вызов экстренных оперативных служб — это важнейшая функция ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», которую невозможно реализовать, используя такой привычный способ связи как мобильный телефон.

day2_section1_70.jpg

В дискуссии приняли участие: директор Департамента цифровой трансформации Минтранса РФ Дмитрий Баканов, член Комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Александр Васильев, заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Игорь Козубенко, председатель наблюдательного совета университета «Иннополис» Николай Никифоров, директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Василий Шпак, президент «Российского Союза Автостраховщиков» Игорь Юргенс.

Следующим форматом стала конференция «Новые цифровые инструменты гражданского участия в сфере дорожного хозяйства». В рамках деловой сессии была рассмотрена основа национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — информационная система Средств дорожных фондов всех уровней (СКДФ) и ее интеграция с другими электронными площадками для формирования единого информационного пространства.

«В 2010-2011 гг. активно стал подниматься вопрос стоимости автомобильных дорог. В России они стоят сильно дороже, чем в Европе или Америке. Нам стало интересно, действительно ли это так, почему? Проведя полный анализ, мы пришли к выводу, что наши дороги значительно дешевле, чем те референтные объекты, которые нам ставили в пример. Мы понимали, что рассказать о том, какие деньги тратятся на дороги — этого мало. Нужна была система, которая объединяет вообще все», — прокомментировал директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Григорий Волков.

Евгений Ткаченко как ответственный за цифровую трансформацию презентовал то, как новая система улучшит работу российской транспортной отрасли и поможет сделать ее более прозрачной. В качестве эпиграфа Ткаченко привел цитату: «Народное хозяйство начинается с учета и контроля».

Тему применения СКДФ продолжил Алексей Варятченко. В первую очередь система будет полезна владельцам дорог, затем участникам проектной деятельности, органам государственной власти, коммерческим структурам — перевозчикам. «Перевозчик может с помощью системы СКДФ спланировать маршрут, свободный от ограничений, учесть возможные ремонты, дорожные происшествия, места концентрации ДТП», — пояснил он.

В конце дня состоялась итоговая пленарная дискуссия. В рамках мероприятия руководители транспортной сферы страны резюмировали основные результаты трех дней работы, а также сформулировали задачи комплекса на ближайший год.

Перед началом дискуссии прошла ежегодная церемония награждения лауреатов Национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». В общей сложности награды получили 11 участников, победившие в 8 номинациях. Церемонию вручения проводил модератор пленарной дискуссии и председатель жюри премии — Михаил Блинкин, председатель Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики».

Участники итоговой пленарной дискуссии резюмировали основные результаты XIV Международного Форума и Выставки «Транспорт России», а также определили вектор развития транспортного комплекса на ближайший год.

На полях XIV Международного форума и выставки «Транспорт России», прошедших 18-20 ноября 2020 года в рамках «Транспортной недели-2020», было подписано 17 соглашений о сотрудничестве. Важной особенностью является разнообразие уровней заключенных документов: среди них были соглашения регионального, федерального и межгосударственного уровня. Среди рекордсменов по объему подписаний — Ростовская область, которая заключила соглашения общей суммой почти в 4 млрд рублей.

day1_section9_03.jpg

Параллельно с деловыми форматами «Транспортной недели» в Гостином дворе в рамках форума проходила выставка «Транспорт России», где на площади 3700 кв. м свои достижения продемонстрировали 72 участника, в том числе 8 субъектов Российской Федерации. Ключевой экспозицией выставки стал шоурум национальных проектов. Впервые на одной площадке можно было увидеть макеты, интерактивные презентации и видеоматериалы, иллюстрирующие итоги работы над федеральными проектами за прошедший год и планы по их дальнейшему развитию.

day0_section4_02.jpg

Несмотря на эпидемиологическую обстановку в 2020 году «Транспортная неделя» прошла успешно. В результате пленарные дискуссии, отраслевые конференции и конгрессы посмотрели 1139 офлайн-участников и 25 754 онлайн-зрителя из 17 стран. Всего в рамках форума прошло более 20 деловых сессий, в ходе которых выступили 350 спикеров. На полях «Транспорта России» было подписано 17 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, а работу Форума и Выставки освещали 380 журналистов более чем из 180 СМИ.