меню
09.12.2020

Технологии будущего — биометрический бум! Готов ли транспорт?

Введение системы Face ID — технологический прорыв. В особенности во время сложной эпидемиологической обстановки. Пассажирам, будь то наземный транспорт, метрополитен или аэропорт, не нужно стоять в очередях для пополнения или покупки карт для проход через турникеты. Это ускорит регистрацию, досмотр и выход на посадку без предъявления паспортов и билетов.

Технологии будущего — биометрический бум! Готов ли транспорт?

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, в Московском метрополитене уже со следующего года заработает система Face ID.

«На турникетах метро и МЦК уже стоят камеры с системой распознавания лиц. Новая система позволит распознавать лицо, а если вы подсоединены к банковской карте, где есть ваши биометрические данные, то вы пройдете беспрепятственно и без задержек через открытый турникет», — уточнил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта.

В пресс-службе Московского метрополитена подтвердили, что на данный момент система тестируется сотрудниками метро, а также представителями нескольких банков. Система будет распознавать лица даже в масках, что несомненно повысит уровень эпидемиологической безопасности при Covid-19.

«Мы поддерживаем работу системы Face ID. Это существенно ускорит траффик пассажиров при проходе через турникеты в Московском метро. Пользоваться системой или нет — каждый пассажир выберет для себя сам. Для тех пассажиров, кто владеет банковскими продуктами проблем при использовании данной технологии не возникнет. Пока система обкатывается только в Московском метрополитене, МЦД и МЦК. На другом общественном городском транспорте на данный момент нет возможности внедрения системы», — прокомментировал Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

По словам главного аналитика Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрея Ионова, Face ID — технология не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Она отработана и находится в высокой степени готовности к массовому применению, в том числе на транспорте. Для аэропортов технология позволяет решать вопросы безопасности и ускорения досмотровых процедур. Использование Face ID в московском метро станет одним из самых массовых с точки зрения проходимости людей. И в этом смысле столичный Дептранс может стать технологическим лидером на уровне, например, самого продвинутого аэропорта в мире — южнокорейского Инчхона.

«Мировой тренд развития этой технологии идет параллельно использованию безналичной оплаты, и здесь можно провести аналогию для оценки перспектив. Например, в Швеции доля безналичной оплаты близка к 100%, в России — к концу этого года она может превысить 70%, а в США — менее 50%.», — уточнил главный аналитик Ассоциации ЦТЛ.

Однако риски всё-таки есть. Несмотря на то, что банки несколько лет собирают биометрию клиентов, и многие операции можно совершать онлайн безопасно, непонятно каким образом будет осуществляться защита информации о пассажирах в рамках внедряемого проекта. Не исключается возможность неправильных идентификаций, также не всегда есть связь, чтобы оперативно связаться с централизованным хранилищем. Система может опознать вместо одного человека другого и деньги спишутся не с того пассажира, законодательной базы на такой случай нет.

«Информационная безопасность при внедрении Face ID должна защищаться законодательством о персональных данных. При этом человек вправе выбрать, использовать или нет распознавание своего лица для прохода в метро также, как и сейчас при выборе способов разблокировки своего смартфона. Ключевым вопросом, который пока даже не обсуждается и соответственно не имеет нормативного правового регулирования, но его актуальность кратно возрастает при массовом внедрении Face ID и других цифровых технологий — это сохранение приватности жизни людей. Этот вопрос требуют самого широкого обсуждения. Человек должен иметь доступ к самостоятельной настройке и регулированию внедрения цифровых технологий в его частную жизнь», — прокомментировал Андрей Ионин.