меню
02.09.2021

Тестирование беспилотных грузовиков на М-11 «Нева» начнется с 2022 года

Как сообщает  пресс-служба Министерства транспорта РФ, запуск беспилотных грузовиков в  тестовом режиме на трассе М-11 «Нева» планируется начать с 2022 года. Совместно  с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» Минтранс России формирует заявку  для создания беспилотных логистических коридоров в рамках экспериментальных  правовых режимов. Реализация проекта в формате «цифровых песочниц» позволит уже  со следующего года начать тестовые заезды беспилотных грузовиков на участках  трассы М-11 «Нева».

Заместитель министра транспорта России Кирилл Богданов подчеркнул, что программа экспериментального правового режима станет первым шагом к масштабному коммерческому использованию беспилотных грузовиков на магистрали между Москвой и Петербургом с 2024 года и запуску автономных перевозок между Азией и Европой к 2030 году.

«Инициатива подготовлена с участием более 20 компаний, представляющих всех участников цепочки – разработчиков цифровых систем и сервисов, дорожной инфраструктуры, автопроизводителей и грузоперевозчиков. Наша цель – до конца этого года внести на рассмотрение Правительства проект постановления о включении беспилотных магистральных грузоперевозок в режим «цифровых песочниц». Этот инструмент открывает реальную возможность начать тестирование грузовиков в беспилотном режиме, одновременно отрабатывая новые нормы правового и технического регулирования, инновационные организационно-технические решения и логистические бизнес-модели», – пояснил замминистра, председатель наблюдательного совета Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

В рамках проведения Восточного Экономического Форума, Кирилл Богданов подписал соглашение с новыми участниками проекта «Беспилотные логистические коридоры» – компаниями Volvo, «Почта России», «Государственная транспортная лизинговая компания», «ВТБ Инфраструктурный Холдинг». Новые компании дополнили проектный консорциум, сформированный на ПМЭФ-2021, куда вошли ассоциация ЦТЛ, КАМАЗ, «Национальные Телематические Системы», СберАвтоТех, Деловые линии, Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» и X5 Group.

Генеральный директор Volvo Trucks Сергей Яворский отметил, что вхождение в столь значимый проект предоставляет возможность не только применить в России уже наработанные компетенции в области беспилотного вождения, но и дать важный импульс для совершенствования технологий автономных транспортных средств в партнерстве с другими участниками.

«Мы имеем успешный опыт эксплуатации полуавтономных и автономных грузовых автомобилей Volvo на закрытых территориях в Швеции: в шахтах, карьерах, портово-логистических терминалах. Испытания на участках скоростной магистрали М-11 в России могли бы стать следующим этапом в развитии подключенных беспилотных грузовиков Volvo», – прокомментировал Сергей Яворский.

Напомним, что по замыслу проекта, цифровая инфраструктура логистических коридоров будет обеспечивать проезд беспилотных грузовиков всех мировых разработчиков. Первым иностранным производителем в проекте стала Volvo. Минтранс России прорабатывает включение в проект европейских и азиатских автоконцернов.

До 2030 года около 20 тыс. км федеральных дорог станут основой беспилотных логистических коридоров. На первом этапе – М-11 «Нева», далее – участки международного транспортного маршрута «Европа–Западный Китай», автодороги М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. Для снижения рисков при движении автономных фур и исключения их заезда в городской трафик планируется создание специальных хабов и государственного центра управления трафиком беспилотников. 

Генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих отметил, что компания готова предложить эффективные инструменты для реализации проекта в части обеспечения поставок цифрового оборудования для создания инфраструктуры функционирования беспилотного и подключенного транспорта, а также поставок автономной техники.

«Проект на трассе М-11 «Нева» станет важной частью масштабного направления по формированию беспилотных логистических коридоров. В кооперации с Минтрансом России, Ассоциацией ЦТЛ и крупнейшими компаниями России мы сможем приблизиться к созданию единого бесшовного коридора автономных перевозок, который соединит Азию и Европу», – подчеркнул Евгений Дитрих.

По оценке экспертов использование автономных грузовиков на М-11 увеличит на четверть коммерческую скорость доставки грузов, а при условии дальнейшего развитии сети дорог для беспилотников этот показатель вырастет на 150% для поездок более одного дня за счет движения в ночное время.

Кроме того, реализация проекта позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай – Европа, на 15% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний и достичь ежегодной экономии на стороне перевозчиков в размере 1,3 млрд руб. Формирование беспилотных логистических коридоров обеспечит к 2030 году дополнительный доход бюджета страны в размере 0,7 млрд рублей и рост ВВП на 2,4 млрд руб. ежегодно.

«Применение беспилотных технологий сможет кардинально изменить логистику. За счет использования беспилотного транспорта значительно снизится, а в перспективе совсем исчезнет «человеческий фактор» во всех его проявлениях. Это значит, что на дорогах будет меньше ДТП, не будет отклонений от маршрутов, посылки и письма мы сможем доставлять быстрее, безопаснее и качественнее», – рассказал заместитель генерального директора по логистике «Почты России» Сергей Сергушев.

В свою очередь, генеральный директор «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Олег Панкратов подчеркнул, что развитие беспилотного транспорта, несомненно, является одним из шагов в инновационную экономику с высокой эффективностью, безопасностью, экологичностью, что соответствует приоритетам холдинга и мотивирует на совместную работу над столь масштабным проектом.

Для обсуждения с бизнес-сообществом и отработки проектов нормативных правовых актов, организационных и технических решений для беспилотных логистических коридоров на площадке ассоциации ЦТЛ сформирован управляющий комитет. Подготовленные предложения в рамках этой работы Минтранс России выносит на специальную рабочую группу при президиуме Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию.

Напомним, что проект «Беспилотные логистические коридоры», первым этапом которого станет запуск автономных грузоперевозок на М-11, является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений Президента России и Правительства РФ по подготовке Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли.