меню
05.06.2023

Трамваи в Санкт-Петербурге стали «умными»

Более 80 трамваев в Санкт-Петербурге оснастили интеллектуальной системой автопилотирования. Система Cognitive Tram Pilot, основанная на базе искусственного интеллекта, помогает водителю рельсового городского транспорта избежать инцидентов, дорожно-транспортных происшествий, следит за состоянием водителя и за обстановкой вокруг трамвая.

Трамваи в Санкт-Петербурге стали «умными»

Искусственный интеллект фиксирует не только изменения в состоянии водителя трамвая, но и распознает препятствия на пути следования транспортного средства. Система определяет сигналы светофора, выезд автомобиля, средств индивидуальной мобильности или иных транспортных средств на рельсовое полотно, неожиданное появление пешехода или животных на рельсовом полотне. Кроме того, «умный» комплекс регулирует скорость движения, может в случае необходимости или экстренной ситуации плавно остановить трамвай. Во избежание схода с рельс система контролирует скорость движения, не позволяя превысить ее на опасных участках.

Умная система состоит из блока видеокамер с электронной системой контроля и поддержания климата, трех осевой системой гашения вибраций, специализированного радара миллиметрового диапазона высокого разрешения, блока вычислений.

В состав программно-аппаратного комплекса входят система компьютерного зрения, набор сенсоров, видеокамеры, расположенные по периметру трамвая, а также радары. По маршруту движения используются средства высокоточной картографии. Данные с установленных на трамвае камер отправляются в Центр управления.

Ранее, в интервью журналу «ИТС России» президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова отметила, что компании удалось создать абсолютно новый тип транспорта.

«Чтобы умные трамваи вышли на улицы города нужно же создать не только «мозги», но и разработать весь сопутствующий регламент, провести тестирования, стандартизацию, сертификацию всего программно-аппаратного комплекса и т. д. Ведь речь идет о безопасности, о жизни большого количества людей. Наш опыт подтверждает, что эффективнее вписывать умные трамваи в существующую городскую среду, чем ждать появления средств для полной перестройки городской инфраструктуры, установки других моделей светофоров, оснащения дорог датчиками и т.д., но я считаю, что удалось создать абсолютно новый тип транспорта», — подчеркнула Ольга Ускова.

Стоит отметить, что интеллектуальная система проходила и проходит апробацию в реальных, «боевых» условиях, с пассажирами, на действующих маршрутах городской сети. А Санкт-Петербург стал первым городом, в котором реализован такой проект.