меню
05.10.2023

Цифровая эра транспорта – импортозамещение, информационная безопасность и кадры!

В Москве прошел ежегодный международный форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта». Мероприятие собрало свыше 450 участников из числа представителей федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, заказчиков и поставщиков решений в области внедрения интеллектуальных транспортных систем и цифровых технологий на транспорте.

Цифровая эра транспорта – импортозамещение, информационная безопасность и кадры!

Ключевыми вопросами для обсуждения на форуме стали реализация стратегических инициатив в области цифровой трансформации транспорта, внедрение и перспективы развития интеллектуальных транспортных систем в субъектах Российской Федерации, развитие цифровых инструментов и технологий в дорожном строительстве и содержании автомобильных дорог, а также вопросы обеспечения информационной безопасности интеллектуальных транспортных систем, кибербезопасности транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры.

В ходе пленарного заседания, заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов отметил, что развитие цифровых технологий в транспортной отрасли является важнейшим направлением как для Государства, так и для бизнеса.

«Минтранс России совместно с регионами и транспортным сообществом ведет активную работу над созданием единой цифровой транспортно-логистической среды. Мы реализуем проекты в сфере интеллектуальных транспортных систем, навигации, беспилотного транспорта, кибербезопасности. Успешное внедрение таких проектов содействует повышению качества транспортных услуг, безопасности на транспорте и развитию транспортной отрасли и страны в целом», – подчеркнул Дмитрий Баканов.

{{replaced_img}}

Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлёв в своем выступлении рассказал об основных направлениях работы института в области цифровой трансформации дорожной отрасли. Среди важнейших задач ФАУ «РОСДОРНИИ» в этой сфере: внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях.

Ключевыми направлениями работы института спикер выделил актуализацию и разработку документов стандартизации в области ИТС, разработку методических рекомендаций, направленных на анализ функциональной эффективности работы подсистем ИТС в городских агломерациях, мониторинг текущих результатов апробации технологий информационного моделирования, проведение исследований в области внедрения ВАТС и развития инфраструктуры для беспилотного транспорта.

{{replaced_img}}

Первый заместитель председателя Комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной Думы РФ, координатор партийного проекта «Безопасные дороги» Сергей Тен в своем выступлении отметил потенциал внедрения ИТС в регионах.

«Многие регионы переосмыслили роль цифровых технологий в транспортном комплексе и успешно применяют российские наработки на практике. Конечно, остаются проблемные вопросы – совершенствование нормативной базы, эффективность весогабаритного контроля, внедрение технологий информационного моделирования. Потенциал ИТС для безопасности дорожного движения огромен. Большинству региональных министерств и ведомств пора серьезнее относиться к возможностям высоких технологий», – прокомментировал Сергей Тен.

{{replaced_img}}

Президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель технического комитета по стандартизации 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров отметил необходимость дальнейшей работы в области стандартизации ИТС.

«Невозможно развивать интеллектуальные транспортные системы без четкого понимания стандартизации. В-первую очередь, необходимо завершить работу по утверждению перспективной программы стандартизации. Во-вторых, нужно обратить внимание на международный опыт в части работы экспертов в техническом комитете по стандартизации ИСО. В-третьих, хотел бы выделить новое направление – о взаимодействии в области стандартизации в рамках объединения БРИКС», – прокомментировал Николай Быстров.

{{replaced_img}}

Одним из важных вопросов, которые спикеры обсудили в ходе пленарного заседания стал вопрос импортонезависимости в КИИ. Импортонезависимость является одним из главных современных трендов во всех отраслях. Объекты КИИ имеют непосредственное отношение к информационным технологиям, государственным ресурсам и национальной безопасности, поэтому импортозамещение в критической инфраструктуре не просто модное направление, но задача первостепенной важности.

По словам генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Ильи Перевалова обеспечение устойчивого функционирования критически важных объектов, в особенности на транспорте и дорожно-транспортной инфраструктуре, сегодня является одной из первоочередных задач.

«Информационная безопасность – это не разовая акция. Невозможно что-то установить и считать, что все стало безопасно. ИБ – это в первую очередь процесс, который неразрывно связан и с документами, и с обширным инструментарием, и конечно, со специалистами. Что касается импортонезависимости, то Государство активно стимулирует работы в этом направлении. На базе ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» функционирует Отраслевой Центр Компетенций в области импортозамещения. Организована работа горячей линии по методической поддержке организаций, утвержден отраслевой план по переходу организаций транспортной отрасли на отечественное программное обеспечение» – подчеркнул Илья Перевалов.

{{replaced_img}}

В части импортозамещения программного обеспечения можно, несомненно, констатировать положительный тренд. Новые решения уже не просто российские, а одни из передовых, которые выходят и на международный рынок. О таких разработках, перспективах отечественного программного обеспечения и проектов в области ВАТС рассказал директор компании «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов.

«Мы занимаемся интеллектуальными транспортными системами порядка 10 лет. И у нас сложилось четкое понимание, что каждый переход на следующий уровень сложности – это эволюционный процесс. Идет повышение интеллектуальности как решений, так и транспортных средств. В основе всех преобразований лежат несколько основных факторов – это безопасность движения, оптимизация движения с точки зрения экономической эффективности и удобство и качество для пользователя», – отметил Дмитрий Казаринов.

{{replaced_img}}

На пленарном заседании участники также подняли вопросы образования. Ректор Российского университета транспорта Александр Климов рассказал о особенностях программ обучения и подготовке будущих специалистов.

«Подготовка специалистов, чтобы дать им дорогу в проекты по созданию интеллектуальных транспортных систем, должна обязательно включать два направления: инструменты информационных технологий и непосредственно сам транспорт. Мы часто сталкиваемся с тем, что в сотнях вузов ведут подготовку специалистов в области информационных технологий, но не ведут работу в части транспорта. Кроме этого, в рамках образовательных программ необходимо взаимодействовать с компаниями, кто внедряет и создает системы и технологии для последующего перехода от теоретической части к реальной практической деятельности», – подчеркнул Александр Климов.

{{replaced_img}}

Модератор пленарного заседания, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Александр Сёмкин, подводя итоги дискуссии выделил ряд первостепенных задач, которые нужно совместными усилиями решать на системном уровне, а также рассказал о ключевых направлениях работы Ассоциации, среди которых обозначил экспертную и образовательную деятельность.

«Сегодня нам необходимо начинать понимать эффективность внедренных решений. Такой работой мы начинаем заниматься в Ассоциации, уже взаимодействуем с рядом субъектов. Конечно же, важнейший вопрос КИИ. Помимо аудита критически значимых объектов, мы начали проводить в Центре компетенций ИТС курсы повышения квалификации в области КИИ. Среди прочего, хотел бы выделить проблематику развития систем связи и навигационного покрытия. И то, и другое должно быть бесшовным и стабильно работать. Являясь участниками различных отраслевых рабочих групп, в том числе и на базе ФГУП «ЗашитаИнфоТранс», вопросы в области обеспечения устойчивой связи мы будем поднимать и, несомненно, совместно решать, потому что развитие цифровой инфраструктуры невозможно без устойчивой работы таких систем», – прокомментировал Александр Сёмкин.

{{replaced_img}}

Напомним, форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России» проходит уже 8-й раз и является ключевым отраслевым событием в сфере развития ИТС. Помимо деловых форматов, в рамках форума традиционно работала выставка передовых решений, отечественного оборудования и программного обеспечения. Также, в третий раз в рамках мероприятия прошла церемония награждения лауреатов премии журнала «Интеллектуальные транспортные системы России» за достижения в области развития цифровых технологий на транспорте.

В части развития кадрового потенциала, повышения престижа профессий, создания возможностей для будущих специалистов на площадке форума состоялся отраслевое ИТ-соревнование в сфере цифровизации транспортной отрасли. Учащиеся ведущих транспортных ВУЗов страны в течение двух дней решали задачи по созданию инновационных решений, мобильных сервисов и платформ в транспортной сфере. Впервые в ИТ-соревновании участвовали совсем юные участники – школьники физико-математической школы г. Москвы.

Форум прошел при поддержке и участии Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы Российской Федерации, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ФАУ «РОСДОРНИИ», ФГБУ «СИЦ Минтранса России», РУТ (МИИТ). Партнерами мероприятия выступили концерн «Телематика», АО «Минимакс-94», ООО «Софтлоджик Рус», ООО «ТраффикДэйта», ООО «ОКБ Бурстройпроект», Кластер ГЛОНАСС, ООО «Завод экранов», АО «СНПЦ РДТ» (РОСДОРТЕХ), АО «НИИМА «Прогресс», ООО «Кулонспецкомплект», SIMETRA, AT Consulting Восток, экосистема «Клевер» (ИндорСофт), АО «Группа Телематика-Один» (T-One).

Организатором мероприятия выступает Ассоциация по развитию цифровых технологий транспорта «Цифровая Эра Транспорта».