меню
26.07.2021

В 12 регионах камеры начнут штрафовать за выключенные фары

С осени 2021 года в России камеры в автоматическом режиме будут фиксировать выключенные габаритные огни и неработающие фары ближнего света. Первыми 12 регионами, в которых будет внедрена система станут Москва, Крым, Ульяновск, Красноярск, Омск, Иркутск, Тверь, Кабардино-Балкария и Волгоградская область.

В 12 регионах камеры начнут штрафовать за выключенные фары

Новые функции распознавания при помощи нейросети получат комплексы, которые разработали в компании «Астралаб», обслуживающей около 1500 камер в перечисленных регионах. Из них 600 дорожных комплексов расположены в Москве.

В интервью порталу Autonews. ru генеральный директор компании-разработчика Сергей Ласкин рассказал, что новый функционал будет адаптирован уже этой осенью. При этом, решение, когда начать пользоваться новой технологией остается за регионами.

«Мы внедряем новинки в Москве, а затем уже всем остальным регионам предлагаем новую функцию. Как только мы это запустим, минимум в 12 регионах возможность фиксации этого состава нарушения моментально появится. Новые комплексы устанавливать не придется, мы просто дообучим нейросеть. Сейчас работы находятся на завершающей стадии», — прокомментировал руководитель компании «Астралаб».

Штраф за нарушение статьи 12.20 КоАП («Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки») составляет 500 рублей. Оплатить его будет возможно с 50% скидкой.

Стоит отметить, что пока до конца непонятно, возникнут ли проблемы в работе нейросети при определении различных моделей фар и световой оптики, а также влияния погодных условий и иных световых погрешностей. По утверждению разработчиков, современная нейросеть работает по принципу подобия и, если заложить в память определенное количество фар в различных ракурсах, то нейросеть это запомнит. Одновременно с этим, представители компании пояснили, что при возникновении нового варианта световой оптики, который не входил в data-set обучение, нейросеть все равно поймет, что предмет очень похож на фары. Именно не 100% метод определения образца ставит новую технологию под сомнение. Пока нет ответа на вопрос, возникнут ли проблемы с видеоаналитикой, правильностью вынесения постановления о нарушении ПДД, в случае некорректного определения системой или нештатной ситуации во время движения в темное время суток, а также в целом с эффективностью работы системы.

Источники журнала «ИТС России» в ГУОБДД МВД России технологию не прокомментировали, но уточнили, что в случае движения в темное время суток с выключенными или неработающими фарами, в независимости от причины, штраф будет правомерен. Что делать в данном случае автовладельцам, у кого во время движения перегорела лампа ближнего света на трассе, остается вопросом.

Как уточнили в Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО», технологическая возможность определения включенного света фар существует уже порядка 5-6 лет.

«В отличие, от определения непристегнутого ремня или разговора по мобильному телефону, фотовидеофиксация данного нарушения достаточно проста и безошибочна. Нейросеть просматривает полученные с камер фотовидеофиксации изображения потока автомобилей, определяет на них государственный регистрационный знак каждого автомобиля и выявляет наличие так называемых „контрастных зон“ справа и слева от номерного знака — это и есть признак включенных фар или ходовых огней. В случае, если определяется отсутствие контрастных зон, материал помечается как подозрительный и направляется в ЦАФАП (подразделение ГИБДД). Далее материал с камеры просматривает инспектор ГИБДД, устанавливает был ли включен свет, и принимает решение о вынесении постановления об административном правонарушении. Если у инспектора по той или иной причине возникнут сомнения, то ситуация будет трактована в пользу водителя», — прокомментировали эксперты Ассоциации.

В компании «МВС Груп» подчеркнули, что подмосковная система фотовидеофиксации технически готова к администрированию этого типа нарушений.

«Мы уже обучили нейросеть соответствующим образом и провели её тестирование на дорогах Московской области. Результаты тестов показали практически 100-процентную безошибочность определения света фар или ходовых огней. Мы готовы включить данный функционал как только получим соответствующие распоряжения от ГИБДД и транспортных властей Подмосковья», — рассказали нашему журналу представители оператора подмосковной системы фотовидеофиксации.

По словам руководителя PR отдела ООО «Технологии Распознавания» Сергея Кусова, движение автотранспорта без ходовых огней и ближнего света фар это логичное продолжение применение нейросетей в видеоаналитике систем фотовидеофиксации.

«Как мы видим, после запуска в некоторых российских регионах на видеокомплексах контроля ПДД функции „выявление/не выявление в кадре ремня безопасности“, появился активный интерес к прочим возможностям видеоаналитики. Сейчас такой анализ видео изображения активно применяется для выявления случаев манёвров и перестроений запрещённых разметкой. Также искусственный интеллект достоверно определяет тип транспортного средства, то есть проводит анализ кадра и самостоятельно, без помощи человека. К примеру, система в автоматическом режиме определяет, что на видео не грузовик, а легковой автомобиль. На данный момент комплекс фотовидеофиксации „АвтоУраган-ВСМ2-М“ идентифицирует 9 типов автотранспортных средств, включая мотоциклы», — прокомментировал представитель ООО «Технологии Распознавания».

Кроме того, Сергей Кусов подчеркнул, что начало активного применения фиксации езды без ходовых огней и ближнего света фар началось только сейчас, но сам процесс определения и нахождения системой фотовидеофиксации, так называемой, «зоны фар» состоялось ещё в 2017 году.

«Ещё четыре года назад на московских дорожных камерах проходили тестовые подключения указанной функции видеоналитики. Они дали хорошие результаты, но в итоге применение этого функционала было отложено до сегодняшнего дня. Стоит заметить, что далеко не все установленные на трассах дорожные камеры будут способны использовать такой функционал. Видеоаналитика требовательна к техническим составляющим систем видеоконтроля», — уточнил эксперт.

Технологии еще только предстоит доказать свою эффективность, но уже понятно, что использование нейросетей для регистрации и фиксации всех возможных правонарушений увеличивает безопасность на дорогах и снижает количество ДТП, что, безусловно, является важным для выполнения доктрины нулевой смертности.