меню
17.04.2023

Подведены итоги I Национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город»

В Красноярске состоялось торжественное вручение I Национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город». Более 200 проектов из 51 субъекта страны было рассмотрено организационным комитетом премии.Самыми активными по количеству конкурсных заявок «цифровыми» регионами стали Белгородская, Тюменская, Калужская, Московская, Мурманская, Липецкая и Рязанская области, Красноярский и Ставропольские края, Республика Татарстан, Москва и Севастополь. Наиболее популярными стали номинации, связанные с безопасностью, транспортом, геоинформационными технологиями, туризмом. В частности, среди проектов были представлены и интеллектуальные транспортные системы.

Подведены итоги I Национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город»

В категории «Транспорт» победил проект по созданию интеллектуальной транспортной системы Тюменской области.

По словам директора департамента информатизации Тюменской области Станислава Логинова Тюменская область представила проекты на высоком уровне, подтвердив свою позицию в числе лидеров цифровой трансформации госуправления.

«Первая национальная премия «Умный город» — это отличный инструмент для демонстрации лучших образцов технологий «умного города», импульс для реализации новых идей. Регионы выставили свои самые передовые решения и практики. Тюменская область представила проекты на высоком уровне, подтвердив свою позицию в числе лидеров цифровой трансформации госуправления. Мы видим живой интерес к тюменским разработкам со стороны коллег из региональных министерств и отраслевых предприятий. Разумеется, гордимся нашими победителями и участниками, желаем дальнейшего уверенного роста», — подчеркнул Станислав Логинов.

Стоит отметить, что уровень зрелости ИТС в Тюменской области выше среднероссийского. В субъекте уже давно ведется активная работа по усовершенствованию систем мониторинга общественного транспорта и транспортных потоков, модернизируется интеграционная платформа, объединяющая всю поступающую информацию. При этом подход к внедрению ИТС работает на двух принципах: максимальный эффект от внедряемых технологий и оптимальная их стоимость. «Умные» технологии внедряются не только для специалистов дорожной и транспортной отраслей. Жители Тюменской области получают доступ к данным ИТС, пользуясь приложениями «Тюменский транспорт», «Социальное такси», «Тюменские парковки» и др.

Так, на прошедшей региональной конференции и выставке «ИТС регионам» заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков рассказал как налажено взаимодействие в ИТС региона и муниципалитетов, как обеспечивается работа систем, сколько требуется кадров, и как применяются нейросистемы для мониторинга дорог.

«Я верю, что когда-то нейросети научатся распознавать глубину трещин и иные параметры, на основании которых можно однозначно принять решение о проведении ремонта, но пока мы ориентируемся на несколько источников информации. Это показания лаборатории, которая ежегодно обследует все дороги, это обращения жителей по тем или иным участкам, это результаты объездов кураторов дорог. Такой всеобъемлющий контроль даёт полную картину происходящего. Мы развиваем ИТС для того, чтобы обработка данных из многих источников происходила быстрее, и принятие управленческих решений было ещё быстрее», — прокомментировал Андрей Чистяков.

В пятерку лучших в номинации «Транспорт» помимо Тюменской области попали Белгородская область, Республика Дагестан, Красноярский край и Тульская область.

Республика Дагестан представила участникам проект по созданию интеллектуальной транспортной системы в Махачкале. Его реализуют власти региона в партнерстве с ГК «Урбантех». За последние три года на региональных и межмуниципальных дорогах республики установлены и модернизированы комплексы фотовидеофиксации, внедрена система автоматизированного учета интенсивности и состава транспортных потоков, система мониторинга температуры воздуха и состояния дорожного полотна, реализуется программа по внедрению системы информирования участников дорожного движения о складывающейся дорожной ситуации, устанавливаются «умные» пешеходные переходы, оборудованные системой светового сопровождения переходящих проезжую часть пешеходов. Отдельно стоит отметить, что за счет управления светофорными объектами специалистам удалось в среднем на 15% увеличить пропускную способность центральных улиц города, а также сократить время проезда по ним до 15 минут.

Красноярский край также представил в категории «Транспорт» проект по интеллектуальной транспортной системе, внедряемой в регионе. ИТС в субъекте развивается уже не первый год. Так, в 2021 году в рамках внедрения в Красноярске второго этапа ИТС на въездах в город появились информационные табло и 481 детектор транспорта. Кроме того, на дорогах подключили 15 метеостанций, а также внедрен модуль, контролирующий движение общественного транспорта в городе. В 2023 году специалисты планируют объединить системы автоматизированного управления транспортными потоками Красноярска и остальных территорий городской агломерации. Всего планируется установить 110 детекторов, 6 автоматических дорожных метеостанций, 12 табло и 40 купольных камер видеонаблюдения. Помимо этого, дополнительно будут модернизированы светофорные объекты, установлены дорожные контроллеры.

Тульская область вошла в пятерку финалистов с проектом по созданию интеллектуальной транспортной системы с интеграцией на АРМ единого центра оперативного реагирования — интеллектуального центра городского управления и внедрение программно-аппаратного комплекса обеспечения безопасности дорожного движения.

Белгородская область заняла 2 место в категории «Транспорт» с проектом по созданию ИТС. Интеллектуальную систему управления транспортом власти региона начали внедрять одними из первых. В рамках работ по развитию ИТС в регионе планируется модернизация светофорных объектов, установка новых детекторов для мониторинга транспортных потоков, замена комплектующих, монтаж и подключение к сетям энергопотребления, пуско-наладочные работы, метрологическая поверка и обновление программного обеспечения.

Как ранее отметил первый заместитель губернатора Белгородской области Евгений Мирошников единая интеллектуальная транспортная система на базе современных технологий сбора и обработки данных решает целый комплекс важных задач, среди которых достижение нулевой смертности на дорогах, обеспечение высокого качества и безопасности дорожно-транспортной инфраструктуры.

Всего Белгородская область привезла восемь призовых мест с I Национальной премии «Умный город», а Евгений Мирошников помимо прочего победил в Номинации «Человек года».

«Мы хотели поделиться нашими лучшими практиками и самыми масштабными проектами, над которыми работали не один год: электронный рецепт, интеллектуальная транспортная система Белгородской агломерации, единый центр управления в сфере обращения с ТКО, цифровые платформы по спорту, культуре и другими. Все эти проекты, в первую очередь, создавались, чтобы повысить качество и уровень жизни наших горожан — частично эта цель уже достигнута. Мы будем совершенствовать проекты, а благодаря премии «Умный город» удалось обозначить новые точки роста», — отметил первый заместитель губернатора — министр цифрового развития Белгородской области Евгений Мирошников.

Напомним, ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». В прошлом году был утверждён обновлённый стандарт «Умного города», что позволило синхронизировать мероприятия по цифровизации городского хозяйства с приоритетными задачами национальных проектов. В обновлённый стандарт вошли 18 тематических блоков, в том числе связанные с инновациями в культуре, образовании и здравоохранении.