меню
31.07.2023

Современные условия в мегаполисах требуют внедрения ИТС

Внедрение интеллектуальных транспортных систем, новые тренды и технологические инновации в области внедрения цифровых технологий на транспорте и дорожной отрасли обсудили в ходе проведения IV международного форума по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город — Умная страна».

Современные условия в мегаполисах требуют внедрения ИТС

Мероприятие проходило в Республике Башкортостан, являющейся одной из самых активных областей по внедрению интеллектуальной транспортной системы. Действительно, проект по внедрению Интеллектуальных транспортных систем в Уфимской агломерации реализуется с 2022 года. В рамках первого этапа на наиболее оживленных улицах Уфы модернизировали 50 светофорных объектов, в 2023 году планируется обновить оборудование еще на 51 «умном» перекрестке и еще 39 объектов в 2024 году. Одним из ключевых событий в ходе реализации первого этапа внедрения ИТС в Республике Башкортостан стало создание Центра управления дорожным движением, на базе которого ведется автоматизированный сбор, обработка и накопление данных о параметрах дорожного движения, а также управление и корректировка дорожного движения, распределение транспортных потоков, отслеживание метеообстановки. Помимо этого, на наиболее опасных и аварийных участках дорог Башкортостана устанавливают камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД, общее количество которых уже превысило 1800 комплексов.

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов в ходе участия в деловой программе форума отметил важность интеграции всех цифровых систем, рассказал о внедрении электронного документооборота на транспорте и о перспективах развития ГИС ЭПД, выделил основные тренды и инновации в области внедрения цифровых технологий на транспорте, в том числе рассказал о ходе реализации проекта по введению беспилотного логистического коридора на трассе М-11 «Нева» и запуске беспилотных КАМАЗов.

«Если говорить про перспективы, то важно разделить на две составляющие: первая — это техническая, вторая — нормативная. В технической идет накатка миллионов километров для того, чтобы получать статистику и дальше двигаться вперед с внедрением. По нормативной базе вопрос идет сложнее, потому что все нормы безопасности пишутся «на крови» и здесь приходится очень аккуратно сбалансированно, совместно с ГИБДД, Министерством экономического развития, со всеми заинтересованными структурами вырабатывать компромисс. Нам есть куда идти и следующий этап, это пятый уровень автономности, когда нет ни кабины, ни водителей, оператора за рулем, чтобы получить тот эффект, ради чего это всё создавалось. А создавалось это ради того, чтобы удешевить и обезопасить перевозку», — подчеркнул Дмитрий Баканов.

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Александра Клебанова в условиях современного мегаполиса внедрение Интеллектуальной транспортной системы просто необходимо и благодаря внедрению ИТС удастся решить проблему заторов, улучшить экологическую обстановку и обеспечить должный уровень безопасности дорожного движения.

«Ожидаем, что благодаря внедрению ИТС нам удастся решить проблему образования автомобильных заторов на наиболее оживленных улицах Уфы, уменьшить выбросы выхлопных газов в атмосферу и сократить количество ДТП. Данный проект реализуется в Башкортостане в три этапа до 2024 года. В рамках первого этапа в Уфе установили 50 «умных» светофоров и запустили Центр управления дорожным движением. 16 сотрудников Центра управления дорожным движением следят за обстановкой на улицах города. Наш опыт внедрения ИТС представляет интерес для наших коллег из других регионов страны. Мы рады делиться своим опытом, потому что современные условия в мегаполисах требуют внедрения новых «умных» систем, таких как Интеллектуальные транспортные системы», — прокомментировал Александр Клебанов.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства, руководитель цифровой трансформации ведомства Олег Ступников в ходе стратегической сессии «Умные дороги и транспорт» рассказал о практических результатах Росавтодора по переводу в электронный вид социально значимой массовой услуги по выдаче специальных разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.

«Главной целью обсуждений прикладных вопросов развития информационных технологий, взаимодействия органов управления и граждан является создание безопасных и комфортных условий для жизни граждан. Цифровизация является мощным инструментом, который повышает и прозрачность, и открытость в работе госорганов», — подчеркнул Олег Ступников.

Стоит отметить, что раннее процесс по выдаче специальных разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств занимал довольно продолжительное время, процедуры были достаточно трудоемкими. На текущий момент создан не только личный кабинет перевозчика, но и удаленные рабочие места для всех участников процесса согласования, геоинформационная система с возможностью внесения и контроля информации о дороге, федеральный реестр специальных разрешений в электронном виде, а также электронный сервис проверки спецразрешений для контрольно-надзорных органов по QR-коду и прочие сервисы. Полный же перевод выдачи спецразрешений в электронный вид планируется завершить до конца 2024 года.

В ходе проведения мероприятия заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ», модератор стратегической сессии «Умные дороги и транспорт» Антон Журавлев выделил ключевые аспекты выработки единых подходов к содержанию и эксплуатации интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах, а также поднял вопросы в области стандартизации ИТС, в частности поднял вопрос необходимости следовать принципам открытых данных и применять единый протокол информационного обмена.

Также, в ходе форума участники затронули вопросы развития технологий V2X, взаимодействия транспортных средств с элементами дорожного движения, инфраструктуры для электрического транспорта, обсудили развитие отечественного программного обеспечения, платформенных решений для интеллектуальных транспортных систем, обсудили инновационные методики диагностики дорожного полотна и другое.